Божественный дворец съездов

      Японские старики знают, что прежде у октября было иное название. По традиции 10 лунный месяц именовали Каннадзуки (дословно: месяц без богов). И только в провинции Идзумо (ныне префектура Симанэ, что на побережье Японского моря) октябрь называли по-другому — Камиаридзуки (месяц с богами). В основе этих разночтений лежит уверенность поклоняющихся духам предков японцев, что в 10-й месяц лунного календаря все синтоистские божества страны, а их 8 миллионов (!), покидают свои насиженные места — святилища, храмы, горы, леса, водопады — и устремляются в Идзумо, где каждый год в это время проходит их съезд (или, наверное, слет?). Пока боги обсуждают свои небесные дела, верующие остаются без божественного присмотра. Отсюда и «месяц без богов», когда может случиться все непредвиденное. Но чем же заслужила провинция Идзумо право принимать у себя весь сонм богов?
      В древности у разных племен и общин, населявших Японский архипелаг, нередко возникали споры о том, чьи небесные покровители сильнее. Со временем эти разногласия нивелировались, и пантеон синтоистских богов обрел определенную стройность. Но в старые времена представители племени (а затем и государства) Ямато, проживавшие на равнине Нара, считали своей прародительницей богиню Солнца Аматэрасу, а вот население Идзумо, где ощущалось сильное влияние соседней Кореи, почитало своим небесным предком бога ветра Сусаноо, брата Аматэрасу. И те и другие настаивали на своем приоритете. В конце концов все утряслось. Вот как это происходило, вернее, как это было описано в первых письменных памятниках Японии — «Кодзики» и «Нихонги», — дошедших до нас из далекого VIII века. Сусаноо был проказлив и непоседлив, как сам ветер. Однажды чаша терпения богов переполнилась, и несносного шалуна сослали с небес на землю, в провинцию Идзумо. Эта земля в то время изнемогала от ужаса перед огромным восьмиглавым змеем, постоянно требовавшим человеческих жертв. Божественный Сусаноо сумел справиться с рептилией, за что обрел безграничную любовь и обожание жителей Идзумо. Более того, богу ветра отдали в жены местную принцессу. От этого брака родился сын, которого назвали Окунинуси-но микото, то есть бог, покровитель (хозяин) земли. Божественный отпрыск принялся с энтузиазмом обустраивать доставшуюся ему в управление провинцию Идзумо и жизнь ее обитателей.
      Но тут в процесс вмешались другие боги. В предыдущем номере журнала, рассказывая о святилище Касима, мы упомянули, как на землю были посланы два бога с тем, чтобы подготовить ее жителей к пришествию их небесного властителя Ниниги-но микото, внука самой Аматэрасу. Таким образом получилось, что на одном и том же острове Хонсю появились (с некоторым разрывом во времени) сразу два божественных властителя, один из которых своей родословной восходил в богине Солнца, а другой — к ее брату, богу ветра.
      Назревало противостояние. Но мудрый Окунинуси решил уступить воинственному Ниниги и передал внуку Аматэрасу свои права на управление землей. Богиня Солнца была весьма обрадована таким решением спора. В награду она приказала построить великолепный дворец для Окунинуси-но микото. Со временем дворец стал храмом, где прихожане поклонялись духу Окунинуси.
      Правда, в отличие от главного храма страны, связанного с обожествлением Аматэрасу (на полуострове Исэ) и имеющего религиозный высший статус дзингу (святилище), духовный синтоистский центр в Идзумо стали называть попроще — тайся (большой храм). Этим подчеркивалась верховность божественной линии богини Солнца над ее братом. Тем не менее, Идзумо тайся считается не только одним из самых важных храмов страны, но и самым древним из них.
      Сегодня трудно представить, как выглядел когда-то дворец Окунинуси-но микото. По некоторым данным, его высота достигала 96 м. Представьте себе 30-этажный небоскреб, выстроенный из бревен, но без гвоздей (!). Другие источники приводят слухи о том, что высота храма была вдвое ниже — 46 м. Но и это потрясает. Ведь нынешний храм Идзумо тайся выглядит значительно скромнее. Конек его крыши находится в 24 м над уровнем земли. Таким здание стало в 1744 году после очередного ремонта. С тех пор каждые 20 лет, чтобы избежать гниения древесины, храм перестраивается при строгом соблюдении всех размеров. Сейчас в Идзумо стоит 25-я по счету копия прежнего храма. Здание было возведено в архитектурном стиле тайся-дзукури.

Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>