Тенденции развития туризма

Действие названных факторов привело к проявлению следующих основных тенденций в развитии собственно культурного туризма.

1. Значительный рост посещений культурных достопримечательностей туристами, который свидетельствует не только и даже не столько о распространении специальных интересов в культурной сфере, сколько о совмещении этих посещений с другими видами туризма.

2. Концентрация культурного туризма в городах. В 2004 г., например, рост посещений городов составил 12%, а в 2005 г., он показал самый высокий показатель среди всех форм рекреационного туризма – 20%. При этом, в значительной степени этот рост обеспечивается подъемом с начала 90-х годов интереса к средним и малым городам, которые до этого времени не осозновали себя как туристские дестинации. Данная тенденция связана с распространением, во-первых, дешевых и повсеместных предложений на рынке транспортных услуг, в том числе авиатранспортных, и, во-вторых, коротких по срокам, но частых, перерывов в работе. Учитывая, что в течение коротких каникул посетители могут ознакомиться, получая от этого удовольствие и удовлетворение, только с весьма ограниченным по местоположению спектром достопримечательностей (например, расположенных в историческом центре города или даже его отдельной части), небольшие города начинают составлять серьезную конкуренцию традиционным лидерам городского туризма –крупным городам (за редким исключением, например, Брюгге, Венеции), часто столицам государств.

3. Для большинства дестинаций рынок внутреннего культурного туризма (национального и регионального) значительно важнее, чем въездного. Согласно результатам исследования в Европе, менее трети туристов были иностранными. Более того, более трети посетителей культурных достопримечательностей формально относятся не к туристам, а экскурсантам, т.е., живя, как правило, в близлежащих местах, не остаются ночевать.

4. Посещение культурных достопримечательностей вс? заметнее становится не функцией знания, а функцией развлечения. По данным ВТО, развлечения как основной мотив путешествий превосходят по значимости туристско-экскурсионные программы, именно «развлекательные» посещения играют все более значительную роль в европейской индустрии туризма. Это приводит, в частности, к тому, что широкое распространение получают «псевдокультурные» достопримечательности (искусственно созданные имитации), так как настоящие (аутентичные) недостаточно «зрелищны» или территориально разбросаны, для того чтобы привлечь туриста. Интересно, что по оценкам итальянских исследователей, Диснейленд, построенный во Франции, в течение года посещает больше людей, чем Лувр, Ватиканские музеи, Прадо и Дрезденскую галерею вместе взятые. Противостоять этой тенденции могут те культурные достопримечательности, «работающие» на познавательном секторе культурного туризма, которые обладают тремя существенными чертами.
— Общее и неоспоримое признание в качестве «непревзойденных культурных достопримечательностей». Такие места обязательны для посещения, даже если требуют изрядных физических и эмоциональных усилий и большой траты времени. В России к таковым можно отнести, например, Эрмитаж.
— Репутация мест-символов, которые, в отличие от первых достопримечательностей, не требуют больших «интеллектуальных» усилий (Колизей, Тауэр, Красная площадь).
— Полифункциональность, характерная, например, для Центра Помпиду в Париже или Музея Гугенхейма в Бильбао. Они должны привлекать не только художественной экспозицией, выставкой или уникальными архитектурными формами, но и чем-то более повседневным, делающим это место часто посещаемым, чтобы встретиться с друзьями, отдохнуть и пообщаться (кафе, магазины и т.п.). Под сводами храмов европейских городов (включая Петербург) религиозные службы, музейные экскурсии, концерты симфонической и камерной музыки, публичные лекции, учебные занятия взаимно дополняют друг друга.

5. Растет аттрактивность символических образов, ассоциирующихся с конкретной дестинацией (связанных с известными людьми, событиями, идеями как реальными, так и вымышленными, например, литературными или сказочными героями (Устюг – «Родина Деда Мороза»), а также эмоционально-чувственного восприятия культурной жизни дистинации во всем многообразии ее проявления. Туристский потенциал дестинации все в большей мере определяется уникальностью его повседневности. Одновременно относительно снижается значение материальных культурных ресурсов, относящихся к культурному наследию (музеев, памятников архитектуры и т.п.), которые до недавнего времени доминировали в мотивации туристских посещений.
Современных туристов привлекает погружение в атмосферу дестинации – ее звуки, ритмы, запахи и вкусы. Согласно результатам исследования (2008 г.) Ассоциации туристской индустрии США (Travel Industry Association of America) и Национальной ассоциации ресторанов (National Restaurant Association), качество и своеобразие еды является решающим фактором для выбора места проведения отпуска для 25% туристов и почти 60% отметили, что они в той или иной степени хотели бы организовать себе кулинарный или винный тур. Отсюда, распространяется практика обеспечения стратегий развития культурного туризма формированием туристских продуктов, акцентирующих нематериальные и символические элементы местной культуры (ночная жизнь, этнические кварталы, местная гастрономия и т.п.). Таким образом, культурный туризм все более превращается в индустрию впечатлений, т. е. обеспечение искомого эмоционально-чувственного восприятия культуры как основы ее понимания, путем предложения образов для восприятия, а не культурных объектов для формального ознакомления.

текст из учебника <<Культурный туризм>>Автор: Марина Сущинская

Рубрики: Разное  Теги: ,
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>