Китч, но любопытный

Китч, но любопытный      Чтобы познакомиться со всеми буддийскими храмами Японии, а их воздвигнуто десятки тысяч, потребуется немало времени, сил и денег. Ведь далеко не все храмы расположены в крупных городах. Зачастую паломникам и любителям культовой архитектуры приходится добираться до маленьких деревушек, затерянных в лесах и горах. Тем, кто ценит свое время, знатоки советуют заменить эти трудоемкие поиски сравнительно несложной поездкой на один из островков Внутреннего Японского моря Сэтонайкай, где, как в музейной экспозиции, сосредоточены копии величайших достижений буддийского храмового зодчества.
      В море напротив города Михара (префектура Хиросима) раскинулся целый архипелаг больших и малых островков, входящих в состав Национального парка Японского Внутреннего моря. Далеко не на всех картах можно обнаружить в составе этого архипелага остров Икутидзима, главным образом из-за его малости. Паром соединяет островок с территорией острова Хонсю. Надо признать, что паромы на остров никогда не ходят пустыми. В Японии насчитывается немало людей, мечтающих побывать на Икутидзиме. Их манят красоты храма Косандзи, превратившегося в послевоенные годы в один из популярных туристических центров страны.
      Так было не всегда. В начале прошлого века мало кто из японцев мог с уверенностью объяснить, где находится Икутидзима. Островку повезло, что там некогда обосновалась семья Кодзо. О ее корнях известно очень мало, но в 30-х годах в семейном доме жил инженер-металлург Канэмото Кодзо со своей матерью. Надо сказать, что Канэмото достиг значительных успехов в своем бизнесе, став менеджером компании, производящей стальные трубы. Соответственно, было весьма большим и его личное благосостояние.
      В 1934 году мать Канэмото отошла в лучший мир. Безутешный в горе любящий сын посчитал, что в смерти матери повинен прежде всего он сам, не оказывавший старушке достаточно внимания в ее последние годы. Канэмото решил посвятить все свои силы и средства увековечиванию памяти матери, основав на месте родного дома храм, которому дал название Косандзи. Он решил не только оплатить строительство нового храма, но и со временем стать его настоятелем. Для этого он принял монашество. Соответственно, и свое имя он изменил на Косандзи Косо (Косо из Косандзи).
      Хороший предприниматель, Косо вряд ли мог считать себя достаточно талантливым, чтобы самостоятельно спроектировать неповторимый облик будущего храма. Как и большинство японцев, он был не столько творцом, сколько хорошим исполнителем, подражателем. Поэтому, ничтоже сумняшеся, он решил воспроизвести на территории, окружающей материнский дом, ряд уже существующих шедевров поистине мирового класса – копий наиболее известных культовых сооружений, составивших славу в истории и архитектуре Японии. И что же получилось?
      На территории 50 тысяч кв. м выросли фрагменты (о полном воспроизведении этих шедевров речи быть не могло) самых известных храмов времен Асука (593–710), Нара (710–794), Хэйан (794–1185), Камакура (1185–
1333), Муромати—Адзути—Момояма ((1333– 1600), Эдо (1600–1868). Ничего себе, вся ощутимая история Японии!
      За 30 лет жизни буддийского монаха Косо Косандзи на острове Икутидзима вырос целый комплекс культовых сооружений. Горные ворота Санмон повторяют зал приемов Сисиндэн императорского дворца в Киото, Средние ворота (Тюмон) – слепок сооружения в храме Хорюдзи (Нара), а вот ворота Кёмон – это уменьшенная копия знаменитого надвратного сооружения Ёмэймон в ансамбле Тосёгу (Никко). Всего на территории нового храма воссоздано 10 залов, 3 башни, 4 ворот. Другими словами – своеобразная экспозиция фрагментов наиболее известных буддийских храмов Японии. Конечно же, подобные архитектурные повторы с точки зрения искусства – всего лишь китч. Но это отнюдь не уменьшает у японских паломников желания посетить маленький остров. Тем более что автору проекта удалось зрительно объединить разнородные фрагменты различных архитектурных стилей в единый, весьма специфический комплекс.
В 1970 году настоятель храма Косо Косандзи скончался. Практически всю свою жизнь в монашестве, а это – три десятилетия, он отдал возведению храма-мемориала собственной матери.
      За 1200 иен (примерно 250 рублей), которые надо заплатить при входе на территорию храма, посетителям удается не только полюбоваться умело воспроизведенными памятника
ми архитектуры. Храм действующий, поэтому здесь идут регулярные службы. А для наставления верующих Косо Косандзи создал искусственный тоннель, где в полном соответствии с представлениями буддийской секты Дзёдо воспроизведены ад и рай. Пройдя мимо каменных изваяний охранников, человек сначала оказывается в аду, где демоны весьма наглядно пытают, кромсают, режут на части, поджаривают тела грешников. Далее изгибающиеся под невообразимыми углами подземные дорожки ведут к залу, населенному 1000 будд. И, наконец, как спасение для страждущих, как путь к просветлению, впереди засветится выход из подземелья, где верующих у выхода ждет огромная скульптура богини милосердия Каннон.
Но и это – не последний «аттракцион» храма. Над всей территорией возвышается холм «Мирайсин-но Ока» (Высоты вечной надежды на будущее). Скульптор Кадзуто Киэтани превратил его в Остров, плавающий в море, в полном соответствии с представлениями о буддийском рае. Холм украшен скульптурами из итальянского белого мрамора и гранита. За эту скульптурную композицию скульптор был удостоен в 2005 году первого приза на Международном фестивале скульпторов, работающих с мрамором.
      Верующие здесь могут удовлетвориться ассоциациями с религиозными легендами, неверующие – приятным застольем в итальянском ресторанчике, устроенном на вершине холма, откуда открываются великолепные виды акватории Сэтонайкай.
      В храме есть свой художественный музей, основу экспозиции которого составляет коллекция предметов, относящихся как к традиционной чайной церемонии, так и к современному изобразительному искусству, собранных еще предпринимателем Канэмото Кодзо.

М. Кавицкий

Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>