Не утомленные пеплом

Не утомленные пеплом     Еще полтора месяца назад никому и в голову не приходило, вылетая из Москвы, скажем, в Барселону или Лондон, поинтересоваться,как дела в Исландии. Сегодня все, кто готовится к путешествию, в первую очередь думают, а не сорвет ли их полетные планы вулкан Эйяфьятлайокудль. А ведь начинается большой сезон отпусков. Многие россияне даже поменяли привычные маршруты и этим летом собираются отдыхать там, куда ходят поезда – в Скандинавии, например. К счастью, масштабы угрозы, которая будоражила мир в середине апреля, уже не те.
      Вулкан снижает активность. Но осадок у сотен тысяч потенциальных туристов, как говорится, остался. При этом «НИ» выяснили, что в случае форсмажора рассчитывать авиапассажиры могут только на добрую волю перевозчиков или туроператоров. По закону нам никто помогать не обязан.
      Те, кого исландский вулкан заставил лично прочувствовать, как зыбки могут оказаться наши, казалось бы, самые выверенные планы, относятся к пережитому опыту по-разному. От «буду ездить только туда, куда можно добраться поездом» до «в этом приключении было даже что-то забавное». Тем не менее большинство и по сей день боятся, что придется пережить нечто подобное. С 15 по 20 апреля было отменено более 100 тыс. авиарейсов. В результате отрасль уже потеряла около 2 млрд. долларов. В России около 40 тыс. человек, купивших билеты на более 650 рейсов, не смогли вовремя добраться до мест назначения. 
      В мае история повторилась. 11 мая рейсы отменяли на юге Испании. 17 мая закрывались аэропорты Великобритании и Голландии. 21 мая не смогли улететь из своих воздушных терминалов ирландцы и снова англичане. После этого ученые стали говорить о том, что вулкан все-таки начал затухать или, по крайней мере, не выбрасывать пепел в опасных для авиасообщений количествах. Тем не менее по их оценкам («вроде бы», «как будто») чувствуется: полной уверенности в том, что пепел больше не стучится в наши сердца, нет.
      Однако, как бы то ни было, летний сезон начинается, и отменить его не могут никакие катаклизмы. Сегодня ежедневно только из Москвы в Лондон и Париж отправляются 8–9 регулярных рейсов, в Тель-Авив – 8 (кроме, естественно, субботы), в Берлин и Барселону – 6–7. Чартеры – отдельная история, в пиковые недели сезона они будут исчисляться десятками в день по каждому из популярных среди наших любителей зарубежного отдыха направлений. По прогнозу Всемирной туристской организации (UNWTO), поток туристов в 2010 году возрастет на 3–4% по сравнению с 2009-м. При этом апрельский авиационный коллапс, по оценкам той же UNWTO, привел лишь к незначительным потерям отрасли: менее 0,3% от ежегодного международного турпотока и 0,5% – от европейского. Что касается россиян, то в связи со стихией 30% туристов аннулировали майские туры, при этом более чем 70% из них согласились на замену тура или на его перенос.
      Как утверждают отечественные туроператоры, вулкан наших людей не испугал. Спрос россиян на заграничный отдых высок, и к началу сезона путевки продаются все активнее.
      Президент Профессиональной туристской лиги Андрей Игнатьев рассказал «НИ», что апрель и майские праздники показали: объем продаж туров сейчас уже на уровне докризисного 2007 года. Во-первых, по его словам, действует эффект отложенного спроса – в прошлом году из-за кризиса граждане в первую очередь отказывались от путешествий, а теперь наверстывают упущенное. Во-вторых, очень заметно растет спрос на европейские направления – евро подешевел, и покупать путевки, стоимость которых изначально номинирована в этой валюте, стало просто выгоднее. Что ж, тем обиднее будет, если долгожданный отдых сорвется. А ведь многие, как признают туроператоры, сокращают его по тем же соображениям кризисной экономии с привычных двух недель до одной.
      Потенциальные путешественники продолжают пристально следить за новостями из Исландии. Конечно, если стихия вновь разгуляется, спросить будет не с кого – на то она и стихия. Тем не менее, как рассказали «НИ» в одном из столичных турагентств, в случае такого форсмажора вся ответственность ложится на плечи авиакомпании.

Рубрики: Туризм статьи  Теги: ,
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>