Это была поездка, о которой я мечтала с самого детства, с тех пор, как прочитала «Калевалу», знаменитый финский эпос, процитированный в заголовке.
Финляндия, Суоми, страна чародеев, «дев тумана» и божеств сна, в мечтах представала полной загадочных контрастов: сурово-нежной, пленительно сдержанной, окутанной сумраком лесов, блистающей красками неба…
Мечты не обманули.
«Дорога без конца и музыка, которой нет конца…»
Давнюю, очень красивую песню про дорогу в исполнении Альберта Асадуллина я вспоминала на протяжении всей недельной поездки по Финляндии, колеся по ее великолепным дорогам. Может быть, потому, что они, эти дороги, тоже изумительно красивы. По сторонам — надменно взметнувшийся красно-сиреневый скальный гранит, темный малахит елей, сверкающий янтарь берез, нефритовые мхи, курчавые коричневые папоротники, розово-лиловый ковер брусничных листьев и вереска… Синеглазые лесные озера лукаво подмигивали нам в просветах между елками.
Финские дороги — это идеально ровное покрытие без каких бы то ни было луж, несмотря на осенний дождь: грамотно, прочно построены. Соединяют пространство спокойно и надежно, и обязательно подсвечены — фонарями, светоотражающими столбами, светящейся разметкой. Даже там, где компанию нашему автобусу составляли лишь стада (поверьте, я не шучу!) пушистых невысоких северных оленей, вальяжно прогуливавшихся по обочинам. (Олени, кстати, здесь все поголовно учтены и пронумерованы, все хозяйские, и периодически даже возвращаются домой. Сами). По финским дорогам все машины едут с включенными фарами. Дороги оснащены видеокамерами и радарами (часто — с вывеской-предупреждением: «вас снимают»). На «зебрах» пешеходы даже не смотрят по сторонам, твердо зная, что их обязательно пропустят. Здесь все соблюдают правила и аварии крайне редки.
А может быть, песня про дорогу и музыку, которым нет конца, пристроилась в попутчики потому, что водителем у нас была очаровательная улыбчивая Лайла (здесь женщины водят не только междугородние автобусы, но и поезда, и зарабатывают при этом больше мужчин), поразительно похожая на исландскую певицу Бьорк. Чему Лайла, опять-таки всю дорогу, не переставала радостно удивляться (поскольку и не подозревала об этом сходстве, пока ее не просветили музыкально продвинутые россияне), с улыбкой грузя тяжеленный багаж и элегантно лавируя между оленями огромной 63-местной махиной нашего «Скандика».
Немного полезной прозы жизни
В поезде «Москва-Хельсинки» в стоимость билета входит только постельное белье. Чай, кофе, минералка — за отдельную плату. Зато очень удобно поменять деньги — симпатичная финская девушка придет прямо в ваше купе с большой сумкой и забавным держателем для монет, мило пощебечет по-русски, и сдача у нее есть всегда.
А вот в местных, финских, поездах — минералка стоит в специальном шкафчике над умывальником в купе, разлитая в баночки, как йогурт. Три спальных места расположены одно над другим: сидеть на нижней полке не слишком удобно, приходится сгибаться, зато лежать — потрясающе: матрац широкий, упругий и никуда не съезжает.
«Крепость Мамонта». Виерумяки
Почему этот шикарный коттедж в Центре отдыха «Виерумяки» назвали «Крепость Мамонта» — загадка. Наверно, потому, что уж очень эксклюзивный. Причем снаружи — и это стойкая финская традиция — выглядит скромно: здесь не принято демонстрировать вычурность и пышность. Но вот внутри… Все отделано сосновым деревом, сплошь высокий вкус и максимум удобств. Судите сами: здесь может с максимальным комфортом расположиться большая теплая компания — от 10 до 16 человек: спать в четырех отдельных спальнях (в каждой — свой душ и туалет), привезти с собой прислугу, которая приготовит праздничный ужин на супероборудованной кухне, или заказать местных поваров, устроить танцы в гостиной, оснащенной камином, аппаратурой dolby surround и мини-кинотеатром, а потом — поправить здоровье в сауне, джакузи и камере с водяным массажем. И все это — не выходя из дома.
Впрочем, можно и выйти.