article 259 часть 2

…продолжение

Что посмотреть

Почему-то считается, что в Эмираты надо ехать только за шубами, техникой и золотом и что смотреть там абсолютно нечего. Это не так. Может быть, достопримечательностей в обычном понимании там и не много, но, на мой взгляд, вся страна – это одна большая достопримечательность. По площади Эмираты примерно равны Тверской области, но на такой небольшой территории есть и пустыня, и горы, и современные зеленые города, и фактически два разных моря. С западной стороны Эмираты омываются Персидским заливом, из которого и качают нефть, а восточное побережье – это Индийский океан. С точки зрения аквалангистов, это абсолютно разные вещи. На западном побережье, где мы жили, мы видели только крабов на берегу, да пару медуз в последний день. А на восточное побережье люди специально приезжают с масками, аквалангами, чтобы полюбоваться на красивейший подводный мир.

Да и все 7 городов-столиц в каждом эмирате посмотреть стоит. Из нашей гостинице два раза в неделю ходил бесплатный автобус в Дубаи. Мы дважды пользовались им, чтобы попасть в город и посмотреть его. Остальные же ехали на рынки, чтобы дешевле чем в Москве купить всякой всячины и возвращались в отель, нагруженные сумками, коробками, пакетами. Надо было видеть с каким трудом люди сдавали багаж в аэропорту при возвращении домой, оплачивая перевес, и переживая за микроволновую печку или телевизор – доедет ли он? Очень много женщин, приехав в Шереметьево, сразу же одели новоприобретенные шубы и гордо вышагивали по залу прилета, явно любуясь собой. Цены, конечно, в Эмиратах ниже, чем в Москве, но стоит ли смотреть на достаточно интересную страну просто как на дешевый вещевой рынок, не замечая ничего другого?

Рас-Эль-Хайм

Рас-Эль-Хайм – самый северный эмират. Он присоединился к объединенному государству на год позже, чем все остальные эмираты. Столица – небольшой город, стоящий у подножия гор. В основном он состоит из небольших домов, но есть в нем и один небоскреб – стеклянное здание с шариком наверху. Такие небоскребы можно увидеть на всей территории страны, это офисы компании Etisalat – монополиста в области сотовой связи в Эмиратах. Из интересного здесь есть водное такси – абра. На карте стоянка такси обозначена как паром, который мы и хотели найти. Пройдя через огромную стройку, подумывая, а не ошиблись ли мы и не стоит ли повернуть обратно, мы все-таки вышли на берег залива, где вместо обещанного парома увидели абру. Чуть выше по заливу есть еще большой автомобильный мост, с которого виден весь город.

Этот эмират считается местом для спокойного тихого отдыха. Местные считают его своего рода провинцией. Когда мы в Абу-Даби сказали, что живем в Рас-Эль-Хайме, девушка-официант сказала: «О, там так хорошо, тихо, спокойно, мало людей, не то, что здесь. У меня сестра работает во дворце шейха, я иногда у нее бываю. Там можно отдохнуть.» Так что уехать из Абу-Даби в Рас-Эль-Хайм, видимо, все равно, что из Москвы уехать в Рязань или Иваново – покой и тишина обеспечены.

Зелени в этом эмирате относительно мало. Дороги чуть похуже, чем в остальных княжествах. Во всем эмирате всего 3 гостиницы, упоминающиеся в тур-предложениях и каталогах, на самом деле их чуть больше. Мы жили в гостинице Bin Majid Beach Resort, которая на самом деле находится не в городе Рас-Эль-Хайм, а в одноименном эмирате, километрах в 30 от столицы. Под этим же названием Bin Majid Beach есть еще и отель. Он стоит ближе к городу на небольшом холме. Для любителей вечером выехать в город он, возможно, удобнее. Но зато территория у него меньше, да, на мой взгляд, и жить приятнее в небольших домиках, чем в 4-этажном здании. Наш отель мне понравился, небольшой, много зелени, пляж рядышком и кормят вкусно – что еще надо для отдыха?

Мы приехали в воскресение вечером, а на следующий день в отеле открывалось новое кафе – coffe shop – оформленное в виде бедуинской деревни. На открытие были приглашены все гости отеля, местные шейхи и другие влиятельные люди. По местным меркам событие немаловажное! Для присутствующих играла живая музыка, и был накрыт шведский стол со всякими сладостями. Была еще устроена дегустация арабского кофе. В Эмиратах к кофе добавляют кардамон и шафран, поэтому вкус получается немного горьковатый и пряный. Необычно, но интересно. После того, как кофе выпит, в знак благодарности по местной традиции надо немного покачать пиалу, спасибо, мол, было вкусно.

Однажды, по дороге в Фуджейру, мы заехали в международный аэропорт Рас-эль-Хайма. Странное зрелище: среди плоской пустыни, довольно далеко от города стоит несколько самолетов, в основном транпортных, перед ними – пустой микроаэровокзал и под его козырьком сидят несколько чего-то ожидающих арабов. И все. Ни багажно-билетной суеты Дубая (хотя какая там суета по сравнению с Шереметьевым), ни таможни, ни рева моторов, ни взлета, ни посадки – абсолютная тишина. Международный аэропорт… Хотя в расписаниях все же указаны несколько рейсов отсюда, в том числе и в Россию.

Умм-Эль-Квейн

Совсем небольшой эмират. Пожалуй, интересностей здесь всего две. Первая – это музей, устроенный в бывшем дворце шейха. Это единственный музей, в котором мы были во время этой поездки, поэтому сравнивать мне не с чем. Но вообще-то впечатление осталось приятное. Нам там так обрадовались, словно посетители к ним заходят раз в год, что, вероятно, недалеко от истины. Экскурсоводом была девушка из Судана, рассказавшая нам много интересного о том, как раньше жили шейхи, и о современной жизни в Эмиратах. Именно она объяснила нам разницу в женских одеждах и ответила на вопрос, зачем вдоль дороги стоят палатки. Оказалось, что на время Рамадана вдоль дорог выставляются специальные палатки, в которые всегда есть еда и питье для друзей и знакомых, для путников, идущих мимо, для любого, кто зайдет внутрь. Это символ единения людей и их помощи друг другу.

В стране есть два аквапарка, один находится недалеко от Дубаи, а второй – в Умм-Эль-Квейне. Он называется Dreamland. Из нашего отеля туда можно было доехать на гостиничном такси, но мы вышли на дорогу, подняли руку и … все равно доехали туда на такси, поскольку других машин на дороге не было, правда немного сэкономив. Возможно, что по сравнению с другими парками, горок в Dreamland немного – интересных всего около 7, плюс еще детские горки, медленно текущая река, несколько бассейнов, простых и с джакузи, бассейн с волнами. Есть еще батут и бык, который начинает вертеться во все стороны, стоит только на него сесть. По всей территории раскиданы всевозможные кафе и ресторанчики, стоят лежаки. Нам показалось, что загорать в аквапарке – скучно, ради этого не стоило уезжать из отеля, поэтому все время мы провели, катаясь на всех горках по очереди и исследуя все уголки аквапарка на предмет, а что там еще есть? Из всех горок больше всего понравились открытая закрученная горка, с которой надо съезжать на кругу, и, так называемая, «черная дыра» – съезжать надо тоже на кругу, горка тоже закрученная, но совершенно закрытая, т.е. весь спуск проходит в темноте. Особенно весело ехать по открытой горке вдвоем, въезжая на горку одновременно на разных кругах, а потом стараться догнать друг друга.

Первые часа три пролетели быстро. А вот последний час до закрытия (из-за Рамадана парк закрывался в 4 часа) мы уже целенаправленно ходили от горки к горке. Честно говоря, проводить там больше времени нам было бы уже скучно, да и прохладно становится к вечеру. Попрыгав напоследок на батуте, мы переоделись и поехали обратно в отель.

Аджман

Самый маленький эмират, по площади равный четверти территории Москвы. Из интересного есть только музей. Мы там не были, просто посмотрели на него снаружи. По внешнему виду он похож на крепость, а раньше там жил местный шейх.

Этот эмират известен еще тем, что здесь строились большие деревянные лодки, называемые доу. До сих пор арабы ходят на них по морю в соседние страны – Ирак, Иран, Индию, и возят грузы. Лодки выглядят так, словно их построили еще во времена Синдбада-Морехода, не хватает только парусов, их заменил дизельный двигатель .

Зачем еще ехать в этот эмират – не знаю, просто он находится по пути из Рас-Эль-Хайма в Дубаи.

Шарджа

Этот эмират считается культурной столицей страны. Здесь больше всего музеев. Красивая набережная с небоскребами и небольшими симпатичными виллами. В этом эмирате самые строгие правила. Именно здесь стоит особенно следить за собой в плане одежды и поведения. Да и за рулем стоит быть повнимательнее – то, что в Рас-Эль-Хайме сойдет с рук, здесь может стать поводом для серьезного разбирательства.

Одним своим концом Шарджа примыкает к Дубаи, как таковой видимой границы между этими городами нет. Соединяются они несколькими дорогами, часть из которых идет дальше на север, а часть крутится где-то поблизости и потом заканчивается где-нибудь в пустыне. Беда человека за рулем в Эмиратах – это отсутствие нормальной карты, достаточно четко и подробно отражающей хотя бы основные развязки. В отеле мы купили «Карту автомобильных дорог», но на самом деле это просто схема, примерно показывающая направления основных магистралей, на которых и так знаков полно. А вот в пустыне найти по этой карте нужный поворот нам не всегда удавалось. Еще в номере мы нашли толстый справочник, вроде наших Желтых страниц, в самом начале которого были схема дорог всей страны и неплохие схемы основных городов. Вот по ней мы в основном и ездили. Правда, когда мы показали нашу «карту» пограничнику на границе с Оманом, он сильно удивился и предложил нам принести нормальную карту. Еще бы мы отказались! Но карты, к сожалению, кончились. Так мы и ездили по стране «по пачке Беломора».

Один раз отсутствие на картах нормальных схем развязок сыграло с нами нехорошую шутку. Мы возвращались из Эль-Айна и ехали через Дубаи и Шарджу дальше на север. В какой-то момент дорога, которая, судя по карте, должна была привести нас с следующий за Шарджей Аджман, стала как-то хиреть и в итоге вообще закончилась песчаной грунтовкой, уходящей в темноту. Попытки понять по картам и дорожным знакам, где же мы находимся, ни к чему не привели. Пришлось искать помощи у местных жителей. В итоге оказалось, что каким-то образом мы сделали почти круг и вернулись в Дубаи, нам осталось только выехать на основную дорогу и по ней уже возвращаться домой.

Дубаи

Этот эмират занимает в стране примерно такое же положение, как Питер в России – вторая столица. А среди русских он, пожалуй, даже больше известен, чем Абу-Даби. Именно сюда приезжают толпы людей за товаром, отсюда везут домой огромные тюки с одеждой, электроникой, техникой, золотом, шубами. Все это действительно стоит здесь несколько дешевле, чем в Москве.

Дубаи очень красивый город. Небоскребы на набережной, минареты мечетей, поднимающиеся к небу, много зелени, люди в белых халатах, и в то же время маленькие покосившиеся домики, крошечные магазины, в которых можно купить все – от бутылки воды и орешков до огромной хрустальной вазы или люстры, спящие в тени арабы, все это создает непередаваемую атмосферу восточного города, красивого и необычного, странного для нас, европейцев, но очень интересного.

Город состоит из двух частей – Дейры и Дубаи. Есть еще весьма удаленная часть города – Джумейра, но о ней позже. Части разделены заливом аль-Хором, который называется здесь Дубаи Крик, пересекает весь город и имеет длину 8 км. Через залив перекинуты два моста – Аль Мактум и Аль Гархуд, а почти у самого выхода в море прокопан туннель Шиндага. На самом деле туннелей даже два – рядом с автомобильным проложен пешеходный. Наиболее экзотична Дейра – здесь небоскребы стоят вдоль набережной Крика, на их фоне красиво проплывают доу, по заливу снуют абры, полные людей. Дубаи более представителен – район небоскребов по улице Шейха Заеда расположен вдалеке от залива и моря и более похож на даун-таун какого-нибудь европейского или американского финансового центра. Здесь же находятся башни Emirates, одна из которых высотой 355м является высочайшим сооружением Эмиратов. По вечерам небоскребы покрываются красивешей иллюминацией, и центр города представляет собой феерическое зрелище.

В Дубаи есть зоопарк. Забавно, что в зоопарках страны (их всего два – в Дубаи и в Эль-Айне) мы видели только русских туристов и местных жителей. То ли другие туристы туда не ходят, то ли просто нам так не повезло. В Дубаи зоопарк маленький, это скорее просто зверинец, вряд ли там ведутся какие-либо работы по изучению и сохранению животных. Из интересных зверей там есть европейские волки, белки, несколько крупных кошек, вот, пожалуй, и все. Есть еще snake house – террариум по-нашему – там живет с десяток различных змей.

Недалеко от зоопарка находится самая известная мечеть в Дубаи – Джумейра. Эта самая старая мечеть в городе. В определенные дни туда можно войти внутрь и посмотреть (обычно это запрещено для немусульман). Но нам показалось, что это совсем не самая красивая мечеть, как это преподносится туристам. В Эмиратах много похожих мечетей, есть и более оригинальные.

И мечеть и зоопарк стоят на набережной Джумейра. Если пешком, то сюда очень удобно ехать на автобусе №8 от автостанции у золотого рынка. Если же не выходить у зоопарка, а ехать дальше, то можно приехать к аквапарку Wild Wadi и отелям-достопримечательностям – Burj-Al-Arab и Джумейра. Wild Wadi считается самым большим аквапарком в стране, но мы там не были, поэтому сравнить с Dreamland не можем. Отель Джумейра (волна) при некоторой доле воображения на самом деле похож на волну – он очень длинный и волнистый сверху.

Ну а про Burj-Al-Arab (Арабскую башню) стоит рассказать отдельно. Это единственный в мире 7* отель. Говорят, что провести здесь ночь стоит около $1000. Останавливаются в этом отеле разве что шейхи и японцы (мы как раз видели, как они выезжали оттуда). Может быть, из-за того, что постояльцев там мало, деньги отель получает по-другому. За примерно $30 любой может войти в этот отель, походить внутри, посмотреть на номера и интерьер, подняться на смотровую площадку, откуда открывается вид на залив и иногда проплывающие яхты. Ну а затем зайти в ресторан, где его немножко покормят маленькими бутербродиками или в сувенирный магазин, где можно выбрать футболку или сумку с изображением отеля. Бутерброды в ресторане и футболка включены в стоимость входного билета. Однако процедура попадания в отель достаточно сложна. Прежде всего надо одеться соответствующим образом. Для мужчины обязательны брюки (не джинсы), рубашка и закрытые туфли. Для женщин – тоже что-нибудь приличное, шорты с майкой не пойдут. И туфли. После этого вы каким-то образом должны попасть на стоянку перед отелем. Если вы на машине, то придется ее здесь оставить и пересесть в такси, которое и привезет вас 200 м до входа в отель. Burj-Al-Arab стоит на острове и соединяется с большой землей мостом. Когда вы выйдете из отеля, вас снова посадят в такси и вернут к обычной жизни и вашей машине.

Здесь, в Дубаи, мы впервые увидели доу. Довольно интересные ощущения испытываешь, видя, как огромный деревянный корабль, тихонько урча двигателем, подходит к пристани, оставляя за кормой синюю гладь моря.

Абра – похожи на доу, но несколько меньшего размера – возят туристов и местных жителей по заливу. Можно просто переехать с одного берега на другой, а можно прокатиться вдоль залива от моря вглубь города и вернуться обратно. Мы выбрали второй вариант. Нашего водителя звали Рони. По пути он рассказывал нам о зданиях, мимо которых мы проплывали, об особенностях местной жизни. Сам он из Бангладеш. Работает в Эмиратах уже почти 5 лет. Но скоро срок его контракта заканчивается и он планирует вернуться обратно и жениться. Я спросила, почему он не женится здесь, в Эмиратах. Оказалось, что дл янего это почти невозможно, дл ясвадьбы нужно очень много денег, которых у него нет. Типичная история. Очень многие из соседних государств приезжают в эмираты на заработки.

Когда плывешь по заливу, жара не так чувствуется, спасает свежий ветер с воды. Справа остается парк с канатной дорогой. Хотели было выйти там погулять, но парк оказался закрыт днем по случаю Рамадана.

Эмират Абу-Даби

Самый большой эмират. По площади он больше всех остальных вместе взятых. Состоит из двух частей – первая часть, главная, та, где находится столица страны, город Абу-Даби. А вторая, поменьше, находится восточнее, и ее центр – город Эль-Айн. От всех остальных этот эмират отличается хорошими дорогами и зонами отдыха – rest areas – по пути. В каждой такой зоне есть самые необходимые вещи: кафе, мечеть, туалет и заправка.

Эль-Айн

Дорога в Эль-Айн интересна и сама по себе. Она проходит по настоящей пустыне. Справа и слева от асфальта высятся разноцветные песчаные барханы. Где-то песок ярко желтого цвета, где-то немного красноватый, а где-то даже кирпичный. Мы свернули по одной из грунтовок, уходящих вбок от дороги, и, проехав метров 200, остановились. Вокруг была тишина. Тишина и песок. Хотя нет, были еще мухи. Они скопились вокруг нас и мешали снимать, то и дело пролетая перед камерой. А еще в пустыне рос куст. Рос сам по себе, безо всякого шланга. Кроме того, он еще и цвел. А вокруг на песке были видны следы – тонкий извивающийся след, видимо, змея. Следы, похожие на собачьи – то ли шакал, то ли лиса.

Я всегда думала, что песчаные волны – это художественное преувеличение. Но оказалось, что это на самом деле так. Песок в пустыне струится небольшими волнами, собираясь в высокие холмы – как большая волна на море после нескольких маленьких.

Эль-Айн считается самым зеленым городом страны, его так называют «город-сад». Уже на подъездах к нему на дороге появляются пальмы и цветущие кусты. Первым делом мы поехали в зоопарк. Зоопарк в Эль-Айне считается самым большим зоопарком на Среднем Востоке. По территории он вполне сравним с Московским. При входе посетителей встречает большой пруд, где живут различные водоплавающие и не очень птицы. Есть здесь и фламинго и аисты. И неизвестные нам птицы, размером крупнее курицы, с большим черным клювом, оказавшиеся ибисами. Эти птицы летают по всему зоопарку – поэтому мы так и поняли, экспонаты ли это или просто залетели к кому-то в гости.

Кое-где на территории зоопарка стоят смотровые башенки в виде трехэтажных хижин с соломенной крышей. Сверху открывается замечательный вид на зоопарк и горы. Одна из таких башен стоит у вольеры со львами. Один из львов ходил вдоль забора и порыкивал. Звук шел даже не из горла, а откуда-то из середины туловища. Лев весь напрягался, издавал рык и шел дальше. Затем останавливался, и все повторялось. Нам сразу вспомнился рассказ Даррелла про молодого льва, который уходил вглубь клетки и учился там рычать.

Походив по зоопарку до самого закрытия, мы купили книжку о живущих там зверях и собрались было поехать в город. Девушка-гид в нашем отеле очень советовала нам найти в Эль-Айне бывший дворец шейха, превращенный теперь в музей. Это единственный дворец, куда можно войти и посмотреть, как жили правители Эмиратов. На вопрос, как в достаточно большом городе найти этот дворец, нам было сказано, что можно спросить у любого, мол, его там все знают. Неправда. Первый человек, у которого мы спросили про этот дворец, был водитель экскурсионного автобуса. Про дворец он ничего не знал, однако посоветовал нам поехать на вершину горы, откуда открывается замечательный вид на город. А по дороге можно посмотреть некие «источники».

Не уверена, те ли источники мы видели, но по дороге на вершину мы проезжали большое озеро у подножия гор, в середине которого бьет мощная струя воды, направленная вверх. В лучах заходящего солнца на фоне гор этот фонтан смотрится достаточно симпатично. Но самое интересное по дороге на вершину, это сама дорога. Крутой извилистый серпантин, освещаемый желтыми фонарями, доставил нам куда большее удовольствие, чем даже вид с горы на город.

Спустившись обратно в город, мы немного покатались по улицам и поехали к одному из дворцов, обозначенных на карте, надеясь, а вдруг это тот самый дворец? Дворец оказался охраняемым. Арабы очень удивились нашему появлению, а еще больше нашим вопросам, нельзя ли войти внутрь дворца? Видимо, мы друг друга плохо поняли, они не очень говорили на английском, мы тоже с трудом разбирал их ответы. В общем минут через пять, поблагодарив их, мы решили возвращаться.

Вернуться в Рас-Эль-Хайм можно было тем же путем, каким мы ехали сюда, а можно было свернуть с главной дороги на другую и приехать в отель не с севера, а с юга. Однако этот вариант оказался не очень удачным, так как мы не смогли найти нужный поворот и уехали в Дубаи, что удлиняло и без того неблизкую дорогу. Вдобавок ко всему мы еще и потерялись между Шарджей и Дубаи, заплутав в хитросплетениях дорог. Так что в гостиницу мы вернулись около половины третьего ночи.

Город Абу-Даби

По дороге в Абу-Даби мы заехали в зоопарк в Дубаи, поэтому в столицу Эмиратов приехали уже ближе к вечеру. Город стоит на большом острове, соединенном с большой землей двумя мостами. В заливе, на некотором удалении от набережной, лежат мангровые заросли. Кажется, как будто находишься на берегу реки – вот же, рукой подать до противоположного берега. Но нет, коварные мангры это всего лишь кусты, торчащие из заболоченной жижи, в которую они превращают морскую воду. А настоящее море отстоит от набережной достаточно далеко и видно его не отовсюду. Одной из главных достопримечательностей там считается семикилометровая набережная с фонтанами, каждый из которых имеет свое название. В темноте фонтаны подсвечиваются разными цветами, и мы подумали, что ночью здесь должно быть красивее, чем днем. Кроме фонтанов, на набережной стоят небоскребы, тоже опутанные огнями и ярко светящиеся в ночи.

Дело близилось к вечеру, хотелось есть. Несколько ресторанов, куда мы попытались свернуть, были еще закрыты (Рамадан). Оставив машину, мы пошли искать счастья еще в одном ресторанчике. Здесь нам предложили выпить молочный коктейль, сидя на террасе с видом на залив. Немного подумав и отказавшись, решили пройтись немного пешком. И очень правильно сделали! Буквально через 100 метров мы вышли на поляну, где стоял длинный стол, уставленный всевозможными яствами, от одного вида которых есть сразу захотелось еще больше. Оказалось, что это бедуинская деревня-музей. Они работают и с радостью накормят нас. Какая же это красота – сидеть на берегу морского залива, в 3 метрах от набегающих на берег волн, за ломящимся от вкусной еды столом. Только в качестве холодных закусок нам было предложено 7 видов салатов! Плюс еще суп, 5 видов горячего и несколько разных десертов. Ко всему этому полагались свежайшие вкусные лепешки. Почти у нас над головой медленно, очень солидно развивался флаг страны. Потом, уже в Москве, мы узнали, что это самый большой флагшток в мире, занесенный в книгу рекордов Гиннеса. Его высота 123 метра, вес 95 тонн, размер полотнища 40 на 20 метров. Флагшток оснащен панорамной видеокамерой, изображение с которой передается на сайт Абу-Даби в Интернете. Зрелище этого медленно развивающегося в ночи флага поражает до глубины души.

Будучи еще на Кипре, Денис попробовал там соус тахини, который ему очень понравился. Однако все попытки найти его рецепт в кулинарных книгах не увенчались успехом – рецепты были, но начинались они все с фразы «возьмите семена тахини…» или «купите в магазине тахинную пасту». Где эти семена можно было взять, не писал ни один автор. Среди соусов, предложенных нам в этой деревне, тоже были тахина или хумус, правда с немного измененным названием. После долгих объяснений нам удалось-таки узнать у девушки-официантки из чего сделан этот соус. Более того, она сходила на кухню и принесла нам горсть этих семян, похожих на большой белый горох. Оказалось, что именно так выглядит знаменитый сезам. Поблагодарив и еще раз уточнив рецепт тахини, мы завернули семена в салфетку и вернулись к машине. Перед тем как возвращаться домой, мы еще немного покатались по городу, но больше ничего интересного не нашли.

Фуджейра

Фуджейра – единственный эмират на восточном побережье страны. Чтобы туда попасть надо пересечь горный хребет, горный хребет, отделяющий обширные западные равнины от гористого восточного побережья. Выехав из Рас-Эль-Хайма мы спокойно ехали по нарисованной на карте дороге, пока не оказалось, что в одном месте дорога раздваивается – одна идет прямо на юг восточного берега, согласно карте, а вторая – сворачивает в горы и, судя по всему, идет на север эмирата Фуджейра. Но такой удобный для нас поворот был огражден флажками и, похоже, еще строился, хотя, насколько хватало глаз на дороге уже лежал асфальт и машины туда ехали. После недолгих уговоров, мы все-таки свернули на строящуюся дорогу и с некоторой опаской поехали по ней. Сначала все было хорошо, отличный асфальт, редкие машины… однако через какое-то время дорога закончилась стройкой. Но обогнавший нас джип лихо свернул куда-то вбок и уехал. Мы поехали за ним. Оказалось, что параллельно уже построенной дороге идут грунтовка, довольно среднего качества. Решив, что возвращаться уже поздно, мы аккуратно, вспоминая Египет, поехали вперед. На мой взгляд, эта дорога была гораздо интереснее, чем официальная трасса до Фуджейры – мы ехали прямо через горы. Кое-где вдоль дороги попадались козы, стоящие на задних ногах у кого-нибудь дерева и объедающие листья. Через какое-то время на горизонте показалось море и белые домики – мы возвращались в цивилизацию.

Города и поселения на восточном побережье стоят очень плотно друг к другу. Выезжая из одного почти сразу же попадаешь в другой. В каждом городе много зелени, цветов – что резко отличает восточные города от нашего «родного» Рас-Эль-Хайма, кажущегося на их фоне совсем уж пыльным и сухим.

Дайверы говорят, что именно на восточном побережье стоит нырять – здесь очень красивый подводный мир. Мы специально взяли с собой трубки и маски, решив искупаться на пляже у какого-нибудь отеля, но из-за нехватки времени, как обычно, осуществить это не удалось.

Зато мы съездили на самый юго-восток страны, посмотрели там мангровые заросли, походили по волнам Индийского океана, набегающим на песок. Кое-где на берегу попадались ракушки – не такие, как на нашей стороне.

Одно из любимых развлечений арабов – это покататься на джипе по песчаным горкам. Пока мы гуляли по мангровым зарослям, из-за очередного песчаного холма показался джип, перевалил через вершину песчаной горы, спустился вниз, немного подумал и, развернувшись, стал карабкаться на очередную гору. Жаль, что у нас в этот раз был не джип, и даже не «Нива»!

После мангров поехали к оманской границы уточнять особенности перемещения через нее. Оставив машину на некотром удалении, подошли к шлагбауму. С другой стороны располагался пропускной пункт – несколько арабов в военной форме и столько же в халатах и агалах проверяли проезжающие машины или расхаживали без дела. Мы обратились к одному из них, одетому в халат и носящему очки. Поначалу он был готов пропустить нас без каких-либо вопросов. Мы уже было обрадовались, поскольку были уверены, что в Оман нам въехать в этот раз не удастся, и начали выяснять, какие дороги куда идут на той стороне (это было необходимо, поскольку на нашей схеме вся неэмиратская территория была покрыта ровным серым цветом). Тогда-то пограничник и предложил нам свою карту, но оказалось, что они уже кончились.

Но затем, поскольку правила въезда-выезда для разных стран разные, он попросил посмотреть наши документы и уточнил наше гражданство, после чего предупредил, что ему необходимо проверить условия пересечения нами границы. В это время из громкоговорителей с расположенной у пограничного поста мечети полились пения муедзина, и наш новый знакомый заторопился на молитву. Однако он не оставил нас, пока несколько раз не объяснил, что вот сейчас время молитвы, что он уходит ненадолго, и после молитвы все выяснит и вернется, и пока мы согласно не кивнули и не сказали, что мы поняли и что все о’кей. Кстати такая подчеркнутая вежливость и точные формулировки – отличительная черта коренных эмиратцев, оставляющая по себе очень приятную память. Когда мы заблудились в пустыне между Шарджей и Дубаи, точно такой же человек в очках и белом халате буквально двумя фразами объяснил нам верное направление.

Спустя примерно полчаса он появился из помещения КПП и объяснил, что мы можем проехать на территоиию Омана прямо сейчас, оманская виза будет поставлена здесь же, на границе. Но вот обратно мы въехать не сможем, поскольку виза ОАЭ у нас однократная и ее необходимо будет получить в Омане еще раз, на что необходимо будет несколько дней. Конечно, это означало, что мы не сможем въехать в Оман, но каким тоном и в каких корректных выражениях это было сказано! Надо сказать, что причине однократности эмиратской визы чуть позже мы не смогли поехать на экскурсию в оманские фьорды (а так хотелось сравнить их с норвежскими), поскольку экскурсионная доу по программе причаливает к оманскому берегу и в одной из оманских деревень туристам устраивают ужин на берегу.

Из города мы выехали уже затемно. На обратном пути нам предстояло проехать через известный ковровый рынок. Странное место: в горной пустыне, в стороне от населенных пунктов по обе стороны дороги раскинулись такие знакомы нам рыночные контейнеры-палатки, целиком выстланные чудесными коврами. Впрочем, не только – встретились нам и одежда, и сувениры вроде чеканных блюд, традиционных кофейников и кальянов, но в основном здесь были именно ковры, как местные, так и (как говорят) персидские, машинные и ручной работы, с орнаментальными или сюжетными рисунками, тиграми или завитушками, на любой вкус. Мы долго медленно ехали вдоль всего этого ярко освещенного разнообразия, а когда рынок кончился – снова оказались на ночной горной дороге. Словно бы на несколько минут заглянули в сказку.

Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>