Год Мыши, которую китайцы боятся и уважают

Год Мыши, которую китайцы боятся и уважают      «Ты, Большая Мышь, жадна, моего не ешь зерна…». В этих строках древнейшего китайского письменного памятника «Ши цзин», или «Книги песен», в своей устной первооснове восходящего к 11 веку до нашей эры и отредактированного, по преданию, самим великим Конфуцием, проявилась суть отношения жителей Срединного государства к неистребимому племени прожорливых грызунов..
      Как народ земледельческий, зависящий от капризов природы и почти всегда голодавший, китайцы всей душой ненавидели вездесущих серых грабителей, норовивших растащить тщательно возделываемые рис и прочие зерновые если не на корню, то в хранилищах.
      Было в отношении к мышам и нечто классовое: недаром некоторые марксистские исследователи полагали, что под той самой Большой Мышью подразумевались эксплуататоры трудового народа — князья, аристократы и чиновники, отнимавшие у крестьян произведенный ценой огромных усилий продукт. Может быть, поэтому в период социалистических преобразований революционные массы с превеликим наслаждением и в организованном порядке уничтожали не только мух и воробьев, но и мышей, выступавших в роли «третьего сельскохозяйственного зла». И если воробьев со временем реабилитировали, то мыши как были, так и остались «врагами народа», жалеть, а тем более любить которых абсолютно не за что.
      Мыши и крысы, которых китайцы называют одним словом «шу», в недалеком прошлом часто служили карикатуристам и авторам политических плакатов в качестве удобного образа для изображения классового или национального противника. Обычными были картинки с зубастыми мышами в облике японских милитаристов, американских империалистов и советских ревизионистов.
      Автор этих строк сам наблюдал лет двадцать назад в китайских городах и деревнях, как взрослые на потеху детворе мучили попавших в мышеловки мышей и крыс, прежде чем казнить плененных супостатов. Был в этих «уроках жестокости» явный назидательный подтекст: вот, ребята, если не вы их изведете — то они вас одолеют, пищи насущной лишат, по миру пустят.
      Негативное восприятие грызунов в народном сознании было настолько велико, что в Китае их изображения долгое время не решались помещать на марках, выпускаемых по случаю наступления очередного Нового года по лунному календарю, вместе с которыми менялись и традиционные символы года. Державного дракона на почтовых миниатюрах печатали, полезных свиней и петухов — пожалуйста, даже вроде бы вредных змей и таскающих скот тигров — за милую душу, а на мышей табу наложили. И лишь в 1968 году на Тайване выпустили марки с тематическим рисунком к Году Мыши. 
      Но изобретательные тайваньцы схитрили: вместо обыкновенной домашней мыши или ее близкой родственницы — полевки на знаках почтовой оплаты предстала… милая и безобидная белочка, которая в китайском языке называется «суншу» — «сосновой мышью».
      Только в новые, уже реформенные времена, когда благодаря произведенным в деревне радикальным преобразованиям с едой стало полегче, в Народном Китае вышли марки с символом 1984 года — Мышью. Изображение ее позаимствовали из рисованного фильма, созданного на Шанхайской студии художественных кинолент, отличавшейся вольнодумством и чуть ли не диссидентством. В 1996 году вышла вторая серия марок, посвященных Году Мыши. Зверек на них предстал в облике персонажа красочного народного лубка.
      Кстати, в этом «мышином прорыве» свою роль сыграла и политика внешней открытости: на китайские телеэкраны в 80-е годы прошлого века пришел прежде запретный, но очень симпатичный Микки-Маус. Хотя очень у многих китайцев американские мультики вызвали отторжение, и пронырливый заморский киногерой часто служил отрицательным примером в газетной полемике вокруг «тлетворного влияния Запада». Дэн Сяопин говорил по этому поводу: «Окно открыли, и мухи налетели», а мог бы сказать не менее образно: «… и мыши поналезли».
      Но вот парадокс: если на протяжении предшествующих пяти с лишним тысяч лет истории Поднебесной не было для китайцев существа более вредоносного, чем мышь, то отчего она вообще стала одним из персонажей китайского Зодиака? Более того, именно Мышь открывает шествие двенадцати животных, и уже за ней идут Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Баран, Обезьяна, Петух, Собака и Свинья.

Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>