Цукидзи на закате

Цукидзи на закате      На самом деле в вечерние часы центральный оптовый рыбный рынок японской столицы не представляет собой ничего интересного. В длинных и гулких торговых павильонах пусто. Цементные полы искрятся в лучах ламп после мокрой уборки, хотя рыбный запах поистине неистребим, с ним не может справиться никакая химия. Лишь где-то в укромных уголках можно обнаружить грузчиков и уборщиков, пристроившихся на короткий отдых перед новым рабочим днем. А он начинается на рынке в 3 часа ночи, когда к причалам Цукидзи подходят рыболовецкие шхуны со свежим уловом, а по железнодорожной ветке — вагоны с грузом живой и мороженой рыбы и морепродуктов, доставленных из других регионов страны. Вот тогда рынок оживает. Начинается разгрузка, сортировка товара, оценка лотов, которые спустя несколько часов будут выставлены на аукцион. А к полудню Цукидзи опять впадает в дневную спячку.
      И все же название центрального оптового рынка страны журналисты все чаще упоминают со словом «закат». Дело в том, что Цукидзи переживает последние годы своего существования.
      Первый рынок в Токио открылся еще в самом начале XVII века. После длительного периода кровопролитных гражданских войн власть в стране оказалась в руках военного правителя (сёгуна) Иэясу Токугава, который решил обосноваться в Эдо (будущий Токио) подальше от интриг императорского двора в Киото. Эдо, ставший неофициальной столицей страны, стал бурно развиваться. Население надо было кормить. Поэтому сёгун Токугава пригласил рыбаков, традиционно поставлявших свой товар в Осаку, привозить рыбу в Эдо. Часть поставок шла сразу на стол сёгуна и его приближенных. Остальное продавалось возле моста Нихомбаси для жителей попроще. Это место называли уогаси (рыбный берег).
      Город рос, увеличивались потребности его населения в рыбной продукции. Уогаси становилось все теснее на узкой полосе речного пляжа. Городские власти стали задумываться над перспективой переноса людного рынка на новое место, подальше от центра. Но в этот процесс вмешалась стихия. 1 сентября 1923 года Японию потрясло мощное землетрясение. Подземная буря фактически уничтожила Токио, Иокогаму и ряд городов помельче. Рухнули дома, погребя под обломками десятки тысяч человек. Миссию уничтожения завершил вспыхнувший пожар. Дотла выгорел район Нихомбаси. Превратились в угольки и прах причалы, сараи, торговые ряды рыбного рынка. Уогаси перестал существовать.
      Восстановление разрушенного начали с разборки развалин. Все обломки стен, битые кирпичи, щебень были вывезены на берег Токийского залива и сброшены в воду на мелководье. В результате появились значительные участки земли, отвоеванные у моря. Их назвали Цукидзи (сотворенная земля). Вот там-то и было решено возвести сооружения для нового уогаси, с учетом требований времени. Стройку завершили лишь в 1935 году. С тех пор рынок Цукидзи принял на себя роль основного «чрева» не только столицы, но и прилегающей части страны.
      С каждым годом объемы товарооборота Цукидзи нарастали. В 1993 году (это был пиковый год для экономики рынка) через его прилавки прошло 787 782 т морепродуктов (2888 т ежедневно) примерно 450 наименований. Здесь присутствовало все неисчислимое богатство кладовых Нептуна — от маленьких сардин до 300-килограммовых тунцов, от дешевых морских водорослей до феноменально дорогой икры. В деньгах это соответствовало астрономической сумме 748 млрд. иен (2,8 млрд. ежедневно). Рынок обслуживали от 60 до 65 тыс. человек — оптовиков, аукционеров, бухгалтеров, перекупщиков, доставщиков, уборщиков. Это выводило Цукидзи на позицию крупнейшего в мире рынка. Неудивительно, что Цукидзи был внесен в список наиболее известных достопримечательностей Японии. И в самом деле, тут было что посмотреть. Рыба, моллюски, водоросли всех цветов и оттенков. При желании у прилавков Цукидзи можно было бы проводить лекции по биологии морской фауны.
      Однако в последние годы обороты торговли стали снижаться. Вызвано это было определенными изменениями в рационе питания японцев. Под воздействием иностранной культуры японцы стали все больше употреблять мяса, что еще два столетия назад было немыслимо из-за религиозных (буддийских) запретов. В результате годовой товарооборот Цукидзи в 2006 году снизился до 570 тыс. т.
      Но угроза будущему оптового рынка таилась не в этом. Япония мечтает в 2016 году принять у себя во второй раз летние Олимпийские игры. Японская столица уже подала заявку в МОК на право проведения этого мероприятия. Значит, уже сегодня надо продумывать, где разместятся новые спортивные сооружения, как будут обеспечены транспортные и другие нужды Олимпиады. Губернатор Токио Синтаро Исихара посчитал, что для строительства олимпийского пресс-центра лучше всего пригодится участок земли на берегу Токийского залива, носящий название Цукидзи. А что же рынок? Рынок должен быть принесен в жертву большому спорту. Его следует перенести на новое место, решил губернатор. Такое место в плотной городской застройке удалось обнаружить с трудом. Проектировщики предложили под торговую зону Тоёсу, участок, отсыпанный в заливе, в нескольких километрах от старого Цукидзи. Ранее он принадлежал корпорации «Токио Газ». Присутствие химических производств сказалось самым отрицательным образом на экологии. Земля, предложенная под строительство рыбного рынка, оказалась зараженной цианом и мышьяком. Это вызвало бурю протестов среди населения столицы. Губернатор Исихара вынужден был пообещать, что на месте возведения зданий рынка земля будет вынута на глубину 4,5 м и заменена чистым грунтом. Впрочем, это — лишь техническая проблема. Куда сложнее будет решать вопрос с переброской на новое место «вокругрыночной инфраструктуры». Речь идет о сотнях маленьких ресторанчиков, кафе, закусочных, прилепившихся к стенам Цукидзи. Эти предприятия пользуются огромным успехом, так как могут предложить клиентам самое свежее угощение — суси и сасими из рыбы, которая еще дышала под ножом повара. Причем великолепные по вкусу и качеству яства были весьма дешевы по общенациональным стандартам. А потому каждый житель столицы при удобном случае старался заскочить в такой ресторанчик. И вот теперь всем этим заведениям надо переезжать на новое место, куда (по крайней мере сейчас) нельзя добраться на общественном транспорте, разве что на такси. Как показывает опрос, две трети предпринимателей, зарабатывающих «вокруг» рынка, не хотят переезжать в отдаленный Тоёсу. Остановит ли это градостроительные планы? Вряд ли.
      Итак, туристы, запланировавшие включить в свой токийский маршрут посещение Цукидзи, должны поторопиться. Еще год-два, и знаменитое «чрево Токио» начнет сворачиваться. Цукидзи вступает в период заката.

А. Лазарев

Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>