Один Караваджо и много импрессионистов

В феврале по музеям Европы прокатится волна выставок, так или иначе связанных с импрессионистами, и откроется большой юбилейный «Караваджо» в Риме. Масштабы выставки Караваджо, куда собирали работы со всего мира, впечатляют.
Что касается импрессионистов, это в первую очередь «Моне и абстракционизм» в Мадриде, ван Гог, Сезанн, Моне и другие из Buehrle Collection в Цюрихе, литографии Гогена в Амстердаме.
Конечно, работы знаменитых импрессионистов будут участвовать и в тематических выставках – например, «Цвет в живописи» в Копенгагене или «Еда в натюрморте» в Вене.
В Лондоне начнется интересная выставка малоизвестного в России Аршила Горки (в Tate Modern), а любителям фотографии стоит посмотреть на классику – фотопортреты Ирвина Пенна в Национальной портретной галерее.

Австрия

Еда в натюрморте, 10 февраля – 30 мая, Вена
Один Караваджо и много импрессионистовГлавной зимне-весенней выставкой в венском музее BA-CA Kunstforum станет, как ее называют кураторы, «кулинарная» экспозиция, посвященная «искусству и эстетике» еды в европейском обществе. На выставке будет представлено 90 картин и скульптур художников XVI–XX веков, от знаменитых рыночных сцен Питера Артсена до работ современных художников Марии Лассниг и Зоуи Леонард. Картины для этой выставки предоставлены многими музеями Европы и США, поэтому посетители смогут увидеть знаменитого «Огородника» Джузепе Арчимбрльдо, а также натюрморты Франсиско Гойи, Жана Батиста Симеона Шардена, Поля Сезанна, Пабло Пикассо, Энди Уорхола и других художников.

«Автомобили» Энди Уорхола, 22 января – 16 мая, Вена
Автомобиль в поп-арте – тема выставки, открывшейся на днях в венском музее Альбертина. В центре экспозиции – цикл «Cars» Энди Уорхола (1928–1987), состоящий из 35 картин, которые художник создавал в последние годы своей жизни. Этот цикл отражает историю автомобиля «Мерседес-Бенц». Тому же автомобилю посвящена и серия видеороликов швейцарской художницы Сильви Флери, созданная в 2005 году. Также на выставке можно увидеть цикл «автомобильных портретов» американского художника Роберта Лонго и концептуальное исследование дизайна автомобиля «Мерседес SLR» в скульптурах Винсента Шарека. Все работы, представленные на выставке, принадлежат художественной коллекции «Даймлера».

Бельгия

Еще успеваем в феврале
Австрия
Другие игрушки, до 31 марта, Вена / Музей Леопольда
Цветы для Ким Ир Сена, до 14 марта, Вена / Музей прикладного искусства (МАК)
Выставка Яна Вермера Делфтского, до 25 апреля, Вена /Музей…
Лодочное шоу, 6–14 февраля; Выставка старинных автомобилей, 20–21 февраля, Гент
Более 220 экспонентов представят новинки моторных яхт и парусных шлюпок, а также аксессуары к ним на традиционном февральском лодочном шоу в бельгийском Генте. В выставочном центре Flanders Expo посетители смогут посмотреть модели в работе, а также побывать в залах, где представлено новейшее оборудование и одежда для популярных водных видов спорта. Билет на выставку стоит 11 евро.
Выставка старинных коллекционных автомобилей пройдет в том же гентском выставочном центре через неделю после лодочного шоу. Тема
этого года «Спортивные автомобили», поэтому посетители смогут посмотреть и приобрести редкие коллекционные машины, а также специальную литературу, компьютерные игры и модели старинных авто. Билет на выставку стоит 13 евро.

Великобритания

Ретроспективная выставка Аршила Горки, 10 февраля – 3 мая, Лондон
Один Караваджо и много импрессионистов В лондонск
ой художественной галерее Tate Modern готовится к открытию большая ретроспективная выставка американского художника Аршила Горки (1904–1948). Настоящее имя художника Возданик Адоян, он родился в Армении. В 1915 году семья бежит в Сочи после трагических событий геноцида армян, а затем, в 1920 году, художник эмигрирует в Америку. С 1925 года Горки учится, а потом и преподает в Центральной школе искусства в Нью-Йорке. Первая персональная выставка Горки прошла в 1931 году, и в следующее десятилетие художник создает целый ряд картин в стиле абстрактного экспрессионизма. В начале 1940-х Аршил Горки знакомится с Андре Бретоном и художниками-сюрреалистами, что позволяет ему найти собственный путь в сочетании фигуративизма и автоматизма письма. Последние работы художника становятся жесткими и трагическими, что вызвано обрушившимися на него несчастиями: в 1946 году пожар в его мастерской уничтожил 27 картин, затем он серьезно заболевает, а после автокатастрофы в 1948 году художник кончает жизнь самоубийством. Сложная и трагическая судьба Аршила Горки будет отражена в его работах, собранных для лондонской выставки из многих музеев мира.

Фотопортреты Ирвина Пенна, 18 февраля – 6 июня, Лондон
На выставке недавно ушедшего из жизни знаменитого американского фотографа-классика Ирвина Пенна (1917–2009) в Национальной портретной галерее будет представлено около 120 портретов. Самые ранние из них созданы Пенном в 1944 году, когда он был художественным редактором, а затем и фотографом в знаменитом журнале Vogue. Среди экспонатов выставки, конечно, широко будут представлены портреты знаменитостей – Пабло Пикассо, Кристиана Диора, Марлен Дитрих, Трумана Капоте, Дюка Эллингтона, Альфреда Хичкока, Эдит Пиаф, Аля Пачино. Но не менее интересными для посетителей окажутся и этнографические портреты, и портреты обычных людей из серии Small Trades, которой так гордился Ирвин Пенн.

Германия

Pop Life, 12 февраля – 9 мая, Гамбург
В Галерее современного искусства гамбургского Кунстхалле скоро откроется выставка, на которой будет активно обсуждаться вопрос о соотношении настоящего искусства и коммерческого успеха в искусстве. Конечно, первым в этой экспозиции окажется Энди Уорхол, создатель поп-арта, а затем и «бизнес-арта», в котором он отвел себе роль предпринимателя, активно тиражирующего и рекламирующего собственное творчество. «Хороший бизнес – лучшее искусство», – этот тезис Уорхола оказался заманчивым для целого ряда современных художников, поэтому на выставке можно увидеть и экспонаты из знаменитого Pop Shop американского художника Кита Харинга, и скандальную серию скульптур и фотографий Джеффа Кунса Made In Heaven, посвященную его женитьбе на порнозвезде Чиччолине, и знаменитого быка в формалине Дэмиена Херста (Beautiful Inside My Head Forever), проданного в 2008 году на аукционе Sotheby’s за рекордную сумму. Заканчивается экспозиция обзором творчества одного из лидеров нео-попа, японского художника Такаси Мураками, сумевшего построить бизнес-империю на анимэ-образах. Эта выставка скандально успешно недавно прошла в лондонской галерее Tate Modern.

Выставки BioFach, 17–20 февраля, Нюрнберг
Выставка натуральных, экологически чистых продуктов питания, природной косметики, текстиля, игрушек BioFach пользуется огромной популярностью во всем мире – она проходит не только в Европе, но и в Китае, Бразилии, Японии и США. Как и в прошлом году, на выставке будет работать «Винный холл», где можно будет продегустировать и оценить лучшие натуральные вина, представленные 350 экспонентами из 23 стран. Также в прошлом году большой популярностью пользовалось Eco-Fashion-Show, поэтому эко-текстиль станет одной из главных тем выставки.

Дания

Цвет в живописи, 5 февраля – 13 июня, Копенгаген
Недалеко от Копе
нгагена, в городке Хумлебек, в знаменитом музее современного искусства «Луизиана» открывается выставка, посвященная колористическим экспериментам художников конца XIX – первой половины XX века. На ней будет представлено более 100 картин из частной коллекции Мерцбахеров. Коллекция начиналась с картин импрессионистов, постимпрессионистов и фовистов, затем пополнилась картинами из художественных объединений «Мост» (Brucke) и «Синий всадник» (Blauer Reiter), после этого – итальянскими футуристами и русскими конструктивистами. Среди экспонатов выставки – 8 картин Василия Кандинского, а также работы Эмиля Нольде, Анри Матисса, Хуана Миро, Дэвида Хокни. Естественно, изучение колористики на этой выставке дополнится работами из собственной коллекции музея.

Испания

Моне и абстракционизм, 23 февраля – 30 мая, Мадрид
Один Караваджо и много импрессионистов К знаменитому старинному спору искусствоведов «абстракции у Моне» присоединится в конце февраля мадридский музей Тиссен-Борнемисса. Поводом для такого спора, возможно, стало откровение одного из основателей абстракционизма Василия Кандинского. В 1913 году он признался: «Два события значительно повлияли на мою жизнь и перевернули в ней всё до самого основания. Это были концерт Вагнера и выставка импрессионистов в Москве – в первую очередь «Стог сена» Моне. В первый раз я увидел это полотно и со смущением понял, что сюжет может быть лишним в картине Всё это было так необычно для меня, что я был просто неспособен сделать простые выводы из полученного опыта. Ясным для меня было одно: у него такая мощная палитра, о которой я даже не подозревал, и которая была недоступна мне до поры, всё здесь было выше моих самых смелых мечтаний. Но невольно сюжет, бывший прежде неотъемлемой частью картины, стал чем-то незначительным». В центре экспозиции – картины Клода Моне (1840–1926), созданные в последние 20 лет его жизни в Живерни. В качестве «абстрактного контекста» для сопоставления выбраны картины Джексона Поллока, Марка Ротко, Виллема де Кунинга, Сэма Фрэнсиса, Джоан Митчелл и Герхарда Рихтера.

Международная выставка-ярмарка современного искусства ARCO, 17–21 февраля, Мадрид
Более 250 галерей из Испании, Франции, Кореи, Италии, Китая, Бельгии, Австрии, Португалии, Бразилии и других стран представят современное искусство на очередной выставке-ярмарке ARCO в Мадриде. На территории Выставочного комплекса Хуана Карлоса I посетители смогут познакомиться как с традиционными жанрами современного искусства, так и с экспериментальными инсталляциями, видео- и медиаартом. Специальная тема этого года – «Лос-Анджелес как центр мирового современного искусства». Посетителей ожидают также сольные презентации популярных современных художников и перформансы.

Италия

Караваджо, 20 февраля – 13 июня, Рим
С именем художника-реформатора, скандалиста и бунтаря Микеланджело Меризи, прозванного Караваджо (1571–1610), обычно связывают возникновение и расцвет реалистического направления в итальянской живописи конца XVI – начала XVII века. Большая выставка работ Караваджо, приуроченная к 400-летию со дня смерти художника и организованная под патронажем президента Италии, откроется в конце февраля в римском Scuderie del Quirinale и займет два этажа выставочного центра. Большая римская коллекция картин Караваджо будет дополнена на этой выставке лучшими работами художника из многих музеев и частных коллекций Европы и США. Посетители смогут увидеть картины из музеев Ватикана, «Корзину с фруктами» из миланской пинакотеки Амброзиана, в которой натюрморт становится самостоятельным и единственным сюжетом картины, «Благовещение» из Музея изящных искусств в Нанси. К тому же на этой выставке представится уникальная возможность сопоставить картины «Христос в Эммаусе» из миланской пинакотеки Брера и лондонской Национальной галереи, «Вакха» из Уффици и «Юношу с корзиной фруктов» из римской га
лереи Боргезе, «Концерт» из нью-йоркского Метрополитена и «Лютниста» из петербургского Эрмитажа, «Иоанна Крестителя» из музея Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити и римской галереи Корсини. Выставка продлится до середины июня.

Ретроспективная выставка Эдварда Хоппера, 16 февраля – 13 июня, Рим
Эта выставка, подготовленная совместно с нью-йоркским Музеем американского искусства Уитни, недавно прошла с огромным успехом в миланском Palazzo Reale (о ней мы писали в октябрьском обзоре выставок Европы – ред.). Теперь ретроспективная выставка американского художника Эдварда Хоппера (1882–1967) переезжает в римский Museo del Corso. В семи разделах в хронологическом порядке будут представлены работы Хоппера, начиная от «Летнего интерьера» (1909) и Soir Bleu (1914), созданных под влиянием французского постимпрессионизма, и заканчивая поздними работами мастера. Известно, что до 1923 года Хоппер не смог продать ни одной картины, поэтому ему приходилось работать коммерческим иллюстратором в Нью-Йорке – работы этого периода тоже представлены на выставке. Также посетителям в интерактивном режиме предоставляется возможность увидеть процесс создания многих картин Хоппера, так как сохранилось множество набросков, которые тоже будут представлены на выставке. Кроме того, известный австрийский видеохудожник Густав Дейч создал видеоинсталляцию, позволяющую каждому посетителю «попасть в картину» Хоппера «Утреннее солнце» (1952). Выставка сопровождается фильмами, клипами, фотографиями, которые помогут полностью погрузиться в контекст эпохи.

Нидерланды

Гоген – прорыв в современность, 19 февраля – 6 июня, Амстердам
Один Караваджо и много импрессионистов В центре новой экспозиции в амстердамском Музее ван Гога – серия из 11 литографий Поля Гогена, созданная по совету Тео ван Гога в 1889 году для «Выставки импрессионистов и синтетистов» в кафе Вольпини. Считается, что именно эти литографии позволили художнику совершить «прорыв» в современное искусство. Литографии будут сопоставлены с известными картинами Гогена, которые предоставлены для этой выставки европейскими музеями и частными коллекционерами.

К тому же в музее с 22 января по 4 июля (на время реконструкции гаагского Государственного музея Х. В. Месдага) будет размещена коллекция живописи голландского художника Хендрика Виллема Месдага (1831–1915), который собрал в свое время картины таких художников, как Гюстав Курбе, Жан-Франсуа Милле, Теодор Руссо, Якоб Марис и Йозеф Исраэлс.

Франция

Дизайнер Патрик Жуэн, 17 февраля – 24 мая, Париж
La substance du design – так называется новая выставка модного парижского дизайнера Патрика Жуэна (род. в 1967 году) и его дизайн-студии. Главная идея творчества Жуэна – дизайн для повседневной жизни, поэтому он берется за проекты интерьеров новых ресторанов, бутиков и общественных туалетов, проектирует домашнюю функциональную мебель и уличные скамейки, занимается промышленным дизайном и архитектурными проектами. На выставке будут представлены 20 новых проектов студии в фотографиях, рисунках, моделях и макетах.

Vanitas, 3 февраля – 28 июня, Париж
Новая тематическая выставка, посвященная художественным интерпретациям идеи Vanitas (от латинского – «суета, тщеславие») в разные времена, откроется в начале февраля в Парижском музее Майоля. В эпоху барокко так называли аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно являлись человеческий череп и песочные часы. Подобные картины предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение этот жанр получил в Голландии, Франции и Испании в XVI и XVII веках. На парижской выставке будут представлены картины, скульптуры, ювелирные изделия, фотографии, видеоинсталляции художник
ов XVI–XXI веков, от Караваджо до Дэмиена Херста, создавшего в 2007 году платиновый череп, инкрустированный бриллиантами.

Швейцария

Ван Гог, Сезанн, Моне из Buehrle Collection, 12 февраля – 16 мая, Цюрих
В цюрихском музее Kunsthaus открывается выставка, посвященная истории одной из самых известных в мире частных коллекций произведений искусства – Buehrle Collection. В музее, который был создан на основе собрания немецкого промышленника Эмиля Бюрле (1890–1956), хранится 180 картин и скульптур – это одна из крупнейших в мире частных коллекций французского искусства. В 2008 году в музее была совершена кража: пропали «Маки в окрестностях Ветея» (1879 год) Клода Моне, «Граф Лепик с дочерьми» (1871 год) Эдгара Дега, «Цветущие ветки каштана» (1890 г.) ван Гога и «Мальчик в красном жилете» (1888 год) Сезанна. Общая стоимость этих картин оценивается в $163 млн. История этого дерзкого ограбления войдет в документальный видеоряд, «комментирующий» главные экспонаты выставки – картины Франса Халса, Каналетто, Энгра, Делакруа, Моне, Сезанна, Вламинка, Дега, Гогена, Синьяка, Пикассо, Модильяни, Ван Гога и других художников.

ТЕКСТ: Нюта Кукушкина

Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>