Японцы в бизнесе, или Сокрытое в листве.

Японцы в бизнесе, или Сокрытое в листве.

Наша жизнь полна стереотипов. Если вдуматься, они сопровождают нас с самого рождения и до смерти. И только при столкновении с реальным событием, понимаешь, как далеки иногда бывают наши представления от реальной действительности.

“ Лошадь сказала, увидев верблюда: Какая нелепая лошадь-ублюдок ! Верблюд подумал: Лошадь разве ты ? Ты же просто верблюд недоразвитый…” Так или примерно так можно охарактеризовать наши различия в бизнесе с далекими островитянами. Да, экономически мы стали значительно ближе, японские корпорации активно осваивают российский рынок, и наша жизнь уже также немыслима без Панасоника или Сони, как и без микроволновки и дивиди.Суши-баров в Москве уже значительно больше, чем русских трактиров и украинских заведений под смачным названием “Корчма”, а особо продвинутые слои населения увлеклись изготовлением суши и сашими в домашних условиях. Но сейчас мне хотелось бы поговорить о жителях далекого острова в плане чувства бизнес-локтя. Каковы они, японцы в бизнесе ?

Работая с ними бок о бок, понимаешь, что ох как и был прав Редъярд Киплинг, впервые открыто на весь мир заявивший: Запад есть Запад, Восток есть Восток. И с мест они не сойдут.

В бизнесе японец недоверчив и подозрителен. Разность менталитета редко когда позволяет ему понять специфику и особенности бизнеса такой, безусловно непростой для понимания других страны, как Россия. Конечно, все зависит от человеческой личности, и японцы бы не были японцами, если бы и в бизнесе они не были успешными.Отсутствие гибкости в подходе к бизнес-процессам они компенсируют жестким менеджментом, который, может быть, имеет свои истоки в кодексе Бусидо, своде законов и канонов, который регламентировал жизнь самураев в течение многих столетий. Отчасти памятник древней литературы, отчасти свод правил поведения самурая, но так или иначе – если вы хотите лучше понять жителей далекого острова, то большей полноты картины вам не найти.

В силу того, что, безусловно, для японцев “Счастье – в труде”, все свои жизненные эмоции японец также вынужден проявлять в рабочее время, которое у него, как правило, растягивается с 8.30 и до 21.00. И диапазон этих эмоций, поверьте мне, ох как и широк. Наши стереотипы о том, что восточный человек больше слушает, анализирует и наблюдает также мало соответствуют действительности, например, как и то утверждение, что все негры исключительно ленивы и тупы. Из-за того ли, что уровень требований топ-менеджмента по выполнению KPI исключительно высок, из-за того ли, что им непросто быть японцами в далекой России, но проявление крайней степени нервозности и вспыльчивости являются обычными явлениями в каждодневных, действительно непростых реалиях российского бизнеса.

Может быть, объяснение этого явления кроется в том, что японец личностно несвободен от многовекового груза своей истории и весь этот груз он каждодневно носит с собой в голове. Наврядли, вставая утром даже и не с той ноги, вы будете помнить выстрел Авроры по Зимнему в далеком 17-м году. Давно отгремели и первая и вторая мировая, страны-участницы пережили и радость победы, и горечь поражения и покаяние.Давно отстроились и Берлин, и Питер, и Ковентри.Осуждены мировой историей и Гитлер, и Сталин, как тираны, вовлекшие свои народы в кровопролитнейшую из войн.Как говорил Чехов, “В карете прошлого далеко не уедешь”. Поэтому сегодня Германия является самым крупным партнером России по товарообороту и сотрудничеству. Другое дело – Япония. Мирный договор с Россией до сих пор не подписан, и каждый японец, вставая с утра, все также помнит о проблеме Южных Курил. Зачем ему эти Курилы, будет ли он сам лично там строить жизнь, отдаст ли он все свои силы на возрождение острова Кунашир – ответы на эти вопросы для каждого японца очевидны.

И вот эта несвобода от самих же себя, жизнь в строго очерченном пространстве, и географически, где совсем не осталось места для растущей доли населения, и внутри самих себя, где пространство уже заполнено канонами, самурайскими стереотипами, которое позволяет личностно развиваться исключительно в рабочем поле деятельности, и определяет все поведение японцев, в том числе и в бизнесе.

В сущности, те 1,5 века, в течение которых Япония постепенно открывалась миру, она так и осталась приоткрытой ровно настолько, насколько сама позволила себе приподнять эту завесу.Поэтому и мои заметки, частично основанные на личных наблюдениях, частично на умозаключениях, не претендуют на объективность ни в коей мере.И закончить мне хочется на цитате из кодекса Бусидо: “Когда в мире царит спокойствие, благородный человек не расстается со своим мечом.” Выводы делайте сами.

Рубрики: Япония  Теги: , ,
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>