40 лет назад в Арабских Эмиратах еще ничего не было

40 лет назад в Арабских Эмиратах еще ничего не было

40 лет назад в Арабских Эмиратах еще ничего не было. Вся страна была голой пустыней, в которой росли чахлые кустики колючек, бродили высокомерные верблюды, и временами встречались кочевники, присматривающие за этими верблюдами. Да на берегу залива в маленьких хижинах жили рыбаки. Вот и все. По сути дела и самой страны еще не было. Было 7 самостоятельных эмиратов, каждый из которых управлялся своим шейхом. Кроме того, в то время Эмираты были еще под властью англичан, которые правили там до 1970 года, когда их теперь уже бывшая колония получила независимость.

Все изменилось в 1958 году, когда англичане нашли в Эмиратах нефть. Сначала они пользовались ей сами, а после 1970 года она перешла во полное распоряжение арабов. С этого момента и началось процветание.

Прежде всего отдельные эмираты объединились в единое государство, состоящее из 6 княжеств – Умм-эль-Квейн, Аджман, Шарджа, Дубаи, Абу-Даби и Фуджейра, годом позже к ним присоединился Рас-эль-Хайм. Несмотря на то, что каждый эмират по-прежнему управляется своим собственным шейхом, столицей объединенного государства является Абу-Даби, а президентом – шейх Заед. Поэтому почти в каждом эмирате можно увидеть фотографии местного шейха рядом с изображением главного правителя страны. Его тут кстати все очень любят. Правда есть за что. Именно по его воле все коренные жители эмиратов живут припеваючи. С рождения каждый из них получает круглую сумму на счет в банке, которая к моменту его совершеннолетия превращается в еще более круглую.

Каждый имеет право на бесплатное, за счет государства, обучение в любом университете мира. В стране предусмотрено огромное количество пособий на все случаи жизни – на рождение ребенка, на свадьбу, на строительство, скидки на коммунальные платежи, на бензин. Всего не перечислишь. В общем можно не работать. Что многие из них и делают. А уж если эмиратец устраивается на военную службу или в полицию, то жизнь становится и вовсе прекрасна – кроме зарплаты, ему причитаются всевозможные подарки, машина, например. Так что коренной народ живет здесь очень хорошо. Правда, такому благоденствию, вероятно, скоро придет конец: наследный принц, сын престарелого Заеда, предполагает начать свое правление с полного отделения Абу-Даби от ОАЭ, а поскольку это крупнейший среди семи эмиратов поставщик нефти, то остальным придется серьезно урезать свои социальные программы.

Но коренного населения в стране всего около 35%, остальные – приезжие из соседних арабских и не арабских государств. Очень много народа из Судана, Ливии, Ирака, Ирана, Индии, Бангладеш, почему-то много корейцев. В общем-то им в Эмиратах тоже неплохо – они обеспечены работой, жильем. Только вот гражданство никогда не получат. По мировым традициям, человек, проработавший в какой-либо стране 15 лет, автоматически получает гражданство этого государства. Но только не в Эмиратах. Здесь для людей, проживших в стране 14,5 лет, виза закрывается навсегда. Смешанные браки – тоже из области фантастики, на регистрацию такого брака не пойдет ни одно государственное учреждение. Поэтому многие приезжают в Эмираты на заработки, вовсе не имея целью остаться здесь навсегда.

Местных и приезжих арабов, особенно женщин, всегда можно различить по одежде. Коренные эмиратки при любой погоде ходят закутанные в черный халат и черный же платок. Иногда на лицо одевается еще металлическая пластинка, закрывающая среднюю часть лица. В таком наряде у женщины видны только глаза. Но это только на улице. Дома или в местах, где собираются только женщины, черные покрывала снимаются. Под ними женщины обычно носят цветные, расшитые платья. Чем более украшено платье, тем оно дороже. Украшают обычно вышивками из золота и серебра, драгоценных камешков. Иногда получается очень красиво. Если еще учесть, что все женщины носят огромное число объемных украшений – колец, цепочек, браслетов, пользуются довольно яркой косметикой, то картинка получается очень красочной. Но глядя на закутанную в черное фигуру, скромно опустившую глаза, трудно предположить все это великолепие.

Женщины из других стран одеваются очень по-разному. Некоторые ходят также в черном халате, но могут позволить себе цветной платок. А кто-то и халат одевает поярче. Один раз мы видели в Дубаи девушку в черном приталенном (!) халате, немного расшитом серебром, из-под которого выглядывало красное платье. Вероятно, по местным меркам, это была очень нарядно одетая девушка. Девушки-кореянки ходят почти по-европейски, могут даже футболку с коротким рукавом одеть. Индианки – кто как. Но встречаются и в сари – своих национальных одеждах. Ну а европейские туристки одеваются кто во что горазд. Некоторые, помня, что они все-таки в мусульманской стране, носят длинные юбки и рубашки с длинным рукавом. А кто-то одевает топик на тонких лямках и коротенькие шорты.

Мужчины-арабы ходят в основном в белых халатах-кондурах и платках-агалах. Платок, правда, может быть не только белым, но и красным в белую клетку. И обязательно черный шнурок, удерживающий всю эту конструкцию на голове. Невидная на первый взгляд, но, как оказалось, немаловажная деталь – шапочка, одевающаяся под платок. Вообще такой простой головной убор – шапочка, платок, шнурок – выбрать очень не просто. Каждая из частей туалета имеет множество вариантов, различающихся размером, тканью, дизайном, оформлением, качеством, наконец. Поэтому, решив купить Денису сувенир на память, мы провели в магазине довольно много времени, примеряя различные шапочки и платки – шнурок выбрался сразу. Зимой мужчины утепляются, одевают не белые, а светло-голубые или кремовые халаты.

Эмираты умеют удивительно меняться. Вот, например, Дубаи во время Рамадана. Днем это обычный восточный город, с узенькими улочками, заставленными лотками со всевозможными товарами, небольшими магазинами, продавцы которых зазывают прохожих зайти внутрь. В воздухе стоит запах благовоний и немытых тел. Кое-где спят люди, свернувшись на тележке, в которой привезли товар или прямо на мешках. Большинство людей одеты в халаты, мужчины в белые, женщины в черные. Вечером же Дубаи становятся настоящим европейским городом. Светящиеся небоскребы, поднимающиеся на набережной и отражающие своими стеклянными стенами огни соседних зданий. Открываются кафе и рестораны. Тысячи людей выходят на улицу погулять или посидеть в кафе. Появляется гораздо больше по-европейски одетых людей. Впрочем за столиками встречаются и коренные арабы с женой и детьми. На улицах светло, шумно, как-то по-европейски свободно и весело. Словно ты не в Эмиратах, строгой мусульманской стране, а, например, где-нибудь в Хельсинки.

Но Дубаи – большой город. Если вечером приехать в обычное поселение у дороги (в нашем понимании, это сложно назвать городом, но и деревней тоже не назовешь, наиболее подходит английское settlement, отдаленно напоминающее русское «поселок»), то картина будет другой. Здесь тоже светло, тоже открыты кафе. Но нет впечатления, что ты в Европе, лишь несколько напоминает Кипр. Люди в халатах сидят за древними пластиковыми столиками у какой-нибудь развалюхи с надписью «кафе» или просто на табуретках у двери магазина. Владельцы магазинов радиотехники любят выставлять товар на улицу, а т.к. их основной товар – это очень старые, но работающие телевизоры, то вокруг них тоже собирается кружок арабов, для которых вечер – это святое время для общения с друзьями и знакомыми. Встретить в таком поселении европейца довольно сложно.

Поэтому, когда мы, возвращаясь в отель, выходили в таких городках, чтобы зайти на рынок или в магазин, на нас смотрели с большим удивлением. Здесь девушкам надо быть особенно аккуратными в одежде – в больших городах люди привыкли к обнаженным плечам и ногам, а в маленьких глухих местах лучше одеть что-то закрытое. Я ходила в длинных свободных брюках и рубашке с длинным рукавом, но проходя по рынку, я прямо-таки сжималась от взглядов. Кстати, взгляд у арабов очень тяжелый. Даже если он просто смотрит на тебя, то складывается впечатление, что ты нанес ему смертельную обиду, и в данный момент он обдумывает план мести. Но, как нам было сказано, «не обращайте внимания, они всегда так смотрят».

Дороги, машины и верблюды

Дороги в Эмиратах очень хорошие и, что меня очень удивило, почти все дороги освещаются. Качество покрытия, конечно, отличается в разных местах, но в целом – все очень прилично, никаких дыр в асфальте мы не видели. Одна из местных особенностей – массовое использование кругового движения вместо перекрестков. Причем, в отличие от России, преимущество имеет находящийся на круге, а не въезжающий на него. Почти каждый круг оформлен какой-нибудь колоритной скульптурой (например, гигантским кофейником или ладонью с факелом) или фонтаном. В Эль-Айне даже есть несколько двухуровневых кругов.

В некоторых эмиратах вдоль дорог стоят заборы из сетки – защита от верблюдов, которые встречаются там довольно часто. Едешь по дороге, а справа от тебя, прямо у дороги, пасется небольшое верблюжье стадо. За все время, проведенное в Эмиратах, мы так и не смогли к этому привыкнуть. Поэтому каждый новый верблюд вызывал бурю восторгов и непреодолимое желание его сфотографировать. Кроме верблюдов, у дорог временами встречаются козы с необычно длинными ушами и ослики. Интересно, что мы ни разу не видели пастухов или еще каких-нибудь людей, присматривающих за животными.

Вообще легковые автомобили, и такси в том числе, в Эмиратах только новые и новейшие. Ни разу мы не встретили побитую или даже просто поцарапаную машину. Причем подавляющее большинство легковых машин – белого цвета, что в общем-то понятно – меньше нагревается на солнце.

Для перемещения по стране очень удобно брать машину. Это, конечно, не единственный способ не сидеть в отеле, а увидеть что-то еще, но, пожалуй, наиболее выгодный и удобный. Правила почти не отличаются от наших, и на дорогах практически безопасно. Мы видели всего пару мелких аварий за все время. Характерно, что владельцы пострадавших авто, почти не глядя на последствия, достают мобильный и набирают номер страхового агентства, а во время ожидания мирно разговаривают, причем вокруг двух «бедолаг» быстро собирается большая толпа – помахать руками и пообсуждать, мало кто из арабов проедет мимо и хотя бы не притормозит. Клуб по интересам, в общем. Правда, иногда это мешает движению.

По выходным арабы загружают свои семьи в полном составе в машину и куда-нибудь едут: за рулем – муж, рядом – верная жена, а сзади – человек 6-8 детей. Удивительно, как родители их не путают.

Можно еще ездить на такси, которых там множество. Достаточно просто выйти на улицу города и немного пройтись пешком, чтобы мимо вас проехало несколько машин, призывно замедляя ход или даже гудя. Особенно это заметно в небольших городах. Пешком там просто не ходят. С таксистом можно заранее договориться о цене, а можно ехать по счетчику. Если вы живете в отеле, то скорее всего там будет такая услуга, как предоставление такси на несколько часов, т.е. не просто отвезти вас в Дубаи, скажем, а провести с вами 6 часов. Это время можно провести в пустыне, наблюдая за медленно струящимся песком, а можно покататься по Дубаи. Таксист отвезет вас в любую точку города, куда захотите, а потом вернет в отель.

Есть еще один способ, часто используемый местными жителями – автостоп. Временами у дороги мы видели людей с множеством тюков и мешков, тихо стоящих и чего-то ждущих. Причем иногда люди встречались просто в пустыне, где до ближайшего населенного пункта было очень далеко. Один раз мы и сами подвезли такого автостопщика.

Можно было бы, конечно, ездить еще и на общественном транспорте, но принято считать, что в Эмиратах его нет. Совсем. Однако это неверно. Общественного транспорта не много, но он есть. Городские автобусы, ходящие в завидной регулярностью, расписание которых висят на каждой остановке и тщательно соблюдается, есть в Дубаи. И еще автобусные остановки мы видели в Абу-Даби и Эль-Айне, правда не видели там автобусов, но люди на остановках чего-то ждали. Еще в России нас пугали: они грязные, неудобные, и ими пользуются только индусы (почему-то именно индусы были использованы в качестве самой нечистоплотной нации). Неправда – ими пользуются все, в том числе и местные арабы, и европейские туристы. Автобусы чистые и удобные, ходят по удобным маршрутам, их использование может серьезно сэкономить время (по сравнению с пешим передвижением) и деньги (по сравнению с такси). Кроме того, в диспетчерских на конечных станциях можно взять книжку с расписаниями автобусов.

Почти в каждом городе в Эмиратах есть залив, разделяющий город на части и называемый аль-Хор. Через этот залив ходят водные такси – абра. Тоже своего рода общественный транспорт. Небольшая деревянная лодка с мотором и скамейками, курсирующая между двумя берегами. Такие водные такси есть в Дубаи и Рас-Эль-Хайме. В Абу-Даби их заменяет подобие речных трамвайчиков, выполняющее более развлекательные чем трансспортные функции. В Рас-Эль-Хайме мне понравилось больше – больше чувствуется местный колорит, что ли. Все-таки в Дубаи очень много приезжих, которые меняют город, делают его обычным туристическим городом, похожим на любой другой туристический центр. А в Рас-Эль-Хайме мы забрались в такую глушь, где вообще никаких туристов не было. Поэтому водитель водного такси несколько удивился, увидев нас, как мне показалось. Я вообще сомневалась, пустят ли меня туда, все-таки женщина.

Что немного напрягает в Эмиратах, так это незнание их традиций и боязнь сделать что-то не так. Особенно в небольших городах, где туристов мало или вообще нет, и правила поведения довольно суровы. В Европе все понятно – это можно сделать, а вот этого не стоит. Культуры схожи. Впрочем, что бы ты ни сделал, и как бы ты ни выглядел, к этому скорее всего отнесутся нормально – свобода. Да и улыбающиеся приветливые люди на улицах помогают чувствовать себя уверенно. В Эмиратах же ощущения свободы у меня не было, скорее некоторая скованность. Возможно, было бы у меня больше времени там, я бы привыкла, но за 10 дней не получилось.

Машину можно арендовать прямо в гостинице или в любом офисе rent-a-car, которых очень много в каждом городе. В гостинице будет чуть дороже, в офисе вас спросят, откуда вы приехали, где живете, когда уезжаете, на сколько дней нужна машина, куда вы собираетесь на ней ехать, и после этого назовут цену. Прайсов или чего-то подобного с внятными ценами нет, стоимость проката вычисляется «на лету». Вероятно, можно торговаться, мы не пробовали. Мы брали машину в гостинице, т.к. нам удобнее было взять ее три раза на один день, чем сразу на три дня.

Когда вы берете машину, вас строго предупреждают, что все правила надо соблюдать, ездить только по знакам, не дай Бог сбить верблюда или человека – не расплатишься потом. Рассказывали истории, как людям уже в России приходили штрафные квитанции из Эмиратов на несколько сотен долларов.

Поэтому, выехав на дорогу, мы честно ехали по знакам, держась правой полосы, чтобы не мешать пролетающим мимо машинам, недоумевая – знак висит 60, а машины едут явно быстрее. Вскоре за нами выстроился хвост грузовиков – по правилам на большинстве участков они могут ехать только по правой полосе. Еще через некоторое время грузовики стали выражать недовольство, что мы так медленно едем. Пришлось съехать на обочину, пропустить их и затем уже ехать дальше. Кроме того, чувствуешь себя полным идиотом, когда ты по знакам едешь 60 по хорошей дороге, а мимо проносятся машины со скоростью, явно выше 100, хотя везде висят огромные плакаты, что дорога контролируется радаром, да и вообще, если верить тому, что говорят, правила здесь очень строгие, а штрафы очень большие. Вернувшись, мы поговорили в девушкой-гидом в нашем отеле. Оказалось, что правила и правда строгие, и ездить надо по знакам, но все это относится только к туристам. Местные дадут денег и поедут дальше, а вот турист будет долго разбираться с полицией, да еще и штраф заплатит. «Так что пусть они себе едут, вам все равно нарушать не стоит». Полицейских на дорогах крайне мало, но зато много радаров, которые снимают дорожную обстановку. И если потом окажется, что вы что-то нарушили, то на самом деле могут прислать штраф даже в Россию. Ну а если вы хотите еще раз приехать в Эмираты, его придется заплатить.

продолжение следует…

Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>