ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ ГУГУН

ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ ГУГУН

Императорский дворец Гугун, один из красивейших средневековых
дворцовых ансамблей, находится в самом центре Пекина. Со всех сторон он обнесен
высокой городской стеной с четырьмя угловыми башнями, вокруг стены вырыт широкий
городской ров, наполненный водой. С 1420 года, года начала его строительства, и
вплоть до 1911 года, когда оставил трон последний китайский император, здесь на
протяжение почти 500 лет жили и царствовали 24 императора династий Мин и Цин.
Много событий видели эти древние стены.

Гугун, который в древности называли «Запретным городом», с
четвертого года своего царствования начал строить Чжу Ди, второй император династии Мин, и это строительство продолжалось 14 лет. Это самый грандиозный и
самый целостный архитектурный ансамбль эпохи Средневековья. Во дворце Гугун
гармонично расположено бесчисленное множество павильонов и беседок. По преданию,
их насчитывалось 999,5. Откуда такая цифра? Наши предки считали, что небесный
царь должен обладать 10 тысячами помещений, император, называвший себя сыном
небесного царя, не мог равняться с ним. Гугун – это деревянное архитектурное
сооружение. Многие его павильоны и храмы были разрушены пожарами, и их
отстраивали заново, но в основном дворец сохранил свой первоначальный вид. Ныне
здесь более 9000 строений, и Гугун по праву считается не только одним из самых
блестящих архитектурных памятников вревности, но и крупнейшим в мире хорошо
сохранившимся дворцовым ансамблем.

Стоимость его строительства точно не рассчитана, но из
исторических записей можно узнать, что нанимали сто тысяч мастеров и миллион
рабочих, строительные материалы везлись со всех концов страны, даже из далеких
провинций Юньнань и Гуандун, находящихся за несколько тысяч километров от
столицы. Для перевоза тяжелых камней, использовали такой способ: вдоль всей
дороги рыли колодцы, и зимой водой из них заливали ее. Когда дорога покрывалась
льдом и становилась скользкой, на ней появлялись тысячи саней, на которых и
доставлялись каменные плиты в столицу. Труд был изнурительнейшим, отовсюду
доносились крики и стоны измученных людей, ржание лошадей, но за 28 дней камни
привозили в Пекин. Только в великой империи с обширной территорией и огромным
населением могли позволить себе такое ради строительства императорского
дворца.

Огромный Запретный город состоит из двух главных частей:
внешних павильонов и внутренних резиденций. За дворцовыми воротами один за
другим расположены павильон Тайхэдянь (Высшей Гармонии), павильон Чжунхэдянь
(Совершенной Гармонии) и повильон Баохэдянь (Сохранения Гармонии). Эти три
павильона предназначались для проведения важнейших государственных и придворных
церемониалов. В северной части императроского дворца находятся павильон
Цяньцингун (Соприкосновение Неба и Земли) и павильоны Цзяотайдянь и Куньнингун,
предназначенные для семейных торжеств, в период Минской династии здесь же была
опочивальня императриц. Находящиеся по обеим сторонам двоорца шесть павильонов
служили местом проживания наложниц императоров.

Планировка императорского дворца в полной мере отвечала
требованиям ритуальных мероприятий, политике и нравам феодального режима. Это
целый мир, когда-то обрезанный от жизни и существовавший, продолжавший в Китае
несколько тысячелетий, мир богатый, пышный и строго регламентированный.
Архитектурные конструкции, масштабы Гугуна, величественность и совершенство его
планировки – это признак проявления высочайшего императорского права и
сохранения традиционных форм китайского зодчества. В древности Пекин был кружен
городской стеной. От южных ворот Юндинмэнь до Запретного города стоят еше 9
ворот, образуя так называемый «девятиворотный режим». Длинные и глубокие дороги,
ведущие к императорскому дворцу, приносили такое ошущение, что путь до владельца
Поднебесной империи далек и труден. Центральная линия оси Запретного города
являлась и Центральной линией Пекина, одновременно она служила меридианом всей
страны. Императорский дворец был абсолютным поднебесным центром. Павильон
Тайхэдянь и другие главные павильоны построены именно на этой линии, остальные
же архитектурные сооружения расположены строго по порядку по ее обеим сторонам.
Павильон Тайхэдянь – самая бодьшая постройка Гугуна, его высота 35,5 метра.
Здесь проходили все важные официальные дворцовые церемонии: свадьба императоров,
коронации императриц, государственные экзамены, здесь же встречали новогодный
праздник, день начала зимы и праздновали день рождения императора. Все даты
точно отражены в исторических записях. На рассвете от павильона Тайхэдянь через
весь двор площадью 30 тысяч кв. метров до ворот Умэнь выстраивались в строгом
ритуальном порядке ряды вооруженных стражников. При выходе императора из
внутренней резиденции сразу же доносились бой барабанов и удары колоколов, играл
оркестр, из многочисленных треножниц и курильниц в форме журавля и черепахи –
символах успеха и долголетия, поднимался дым благовоний – обычно поджигали ветки
сандалового деревья и сосны. Император поднимался на трон, а гражданские и
военные сановники в порядке субординации стояли на коленях, приклоняя голову
перед своим владыкой.

Древние китайцы уважали теорию «усин», (пять предметов: металл,
дерево, вода, огонь и почва) являющуюся ядром китайской культуры. Не случайно во
дворце Гугун в его южной части расположен административный повильон, а в
северной – резиденция. По теории «усин» юг пртнадлежит огню, а огонь рождает
жизнь, то есть «ян» (солнце), и именно отсюда нужно управлять страной. А север
принадлежит воде, вода же рождает «инь» (луну), поэтому жить лучше в северной
части. Последователи учения «усин» считают, что почва – это желтый предмет и
является символом госуданственности, вот почему почти все крыши в Гугуне желтого
цвета. Столбы в Гугуне красные, ведь огонь рождает почву, поэтому сочтание
желтого и красного символизирует всеобщее благополучние. Во всех постройках
Гугуна прослеживается влияние теория «усин», имеющей важное значение в древней
китайской архитектуре.

Гугун – это интереснейшая книга, которую надо очень внимательно
читать. Для посетителей это не легкое дело, они часами ходят по галереям и
дворцовым залам, любуясь красотой его архитектурных ансамблей. Гугун –
величайшее собрание произведений искусства и ремесла средневекового Китая.
Замечательные архитекторы планировали и создавали все эти грандиозные сооружения
на века, вкладывая в них свой талант и труд. Стенные ворота и дворики составили
красивейшие ансамбли, павильоны Гугуна раскошны. Все украшения и декорации на
стенах и крышах дворцов поражают изящностью и точностью мысли, архитекурные
ансамбли Гугуна – словно единое симфоническое произведение, гармонично
включающее увертюру, вариации и великолепный финал.

Гугун уникален своей ценностью. Богатейшая сокровищница, он
хранит около миллиона памятников культуры со времен династии Шан (16–11вв. До
н.э.) и Чжоу (11 вв. –771 г. до н.э.) до династии Цин (1644–1911 гг.). Коллекция
Гугуна включает древнейшие образцы цветной керамики, нефритовые изделия, изделия
из бронзы, погребальные статуи воинов и коней времен императора Цинь Шихуана,
произведения каллигарфии, живописи, резьбы по бамбуку, дереву, слоновой кости, а
также фарфор, вышивку, канцелярские принадлежности и другие изделия прикладного
искусства. Около 10 тысяч из них представляют собой ценность государственного
значения. Во время антияпонской войны в целях избежания грабежа со стороны
агрессоров большое количество памятников Гугуна было вывезено на юг. 600 тысяч
экспонатов – на остров Тайвань, ныне все они выставлены в музее Тайбэя. Эти
изящнейшие коллекции вызывают искреннее восхищение древним искусством Китая.

Грандиозные архитектурные ансамбли и редкие ценности Гугуна
стали символом его блестящей культуры. Многие годы ежедневно Гугун принимает
бесчисленное количество посетителей. Бывшие императоры, наверное, и не
предполагали, что их дворец будет иметь такую притягательную силу…

Рубрики: Китай  Теги: , ,
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>