Тибетская мудрость – загадка последних веков. Все великие правители, тираны и диктаторы, исследователи, художники и эзотерики устремлялись в тибетские горы в поисках ответов на извечные вопросы. Кто-то искал древнюю Шамбалу, кто-то – секрет бессмертия, другие – жилище богов… И хоть мало кто приблизился к разгадке этих тайн, есть люди, которые живут рядом с ними и, возможно, кое-что о них знают.
Если спросить, чем славится Тибет, то ответ будет однозначным – своими бесчисленными буддийскими монастырями. До 1959 года, пока Тибет не был присоединен к Китаю, в монастырях проживало более трети всего населения этой страны. При этом монастыри нередко принимали вид настоящих городов. А некоторые – городков университетских. Здесь монахи проходили религиозное и научное обучение, некоторые из них оставались в обителях, некоторые – покидали их и возвращались к мирской жизни. Подобно европейским христианским монастырям, которые стали появляться в Средние века, тибетские монастыри также были очагами культуры и образования в своем регионе.
К сожалению, китайская культурная революция стала трагедией для тибетских монастырей. Значительная часть их просто была разрушена, а монахи были вынуждены покинуть родные обители. И до сегодняшнего дня ситуация, хоть и нормализовалась, но остается нестабильной. Китайские власти искусственно ограничивают количество монахов, ограничивают возможности обучения на родном для тибетцев языке, одним словом, проводят колонизаторскую политику, ассимилируя маленький горный народ с китайским населением.
Несмотря на потрясения прошлого столетия, которые продолжаются до сих пор, сегодня некоторым из тибетских монастырей (и их немало) предоставлено право продолжать деятельность. Тысячи паломников стекаются к древним святыням, возрождая особенную атмосферу буддийских обителей. А сами монастыри стали форпостами, в которых сохраняется тибетская культура и религия.
Наиболее известными монастырями на Тибете можно назвать Ганден, Дрепунг, Дрикунг Тил, Цурпу, Драк Йерпа, Сера, Самье, Ташилунпо, Пелкор Чоде и многие другие. Сюда можно приехать и как турист, и даже как послушник. Во втором случае человеку предоставляется возможность духовных исканий, которые могут продолжаться очень долгое время.
Как бы там ни было, поездка на Тибет – в качестве туриста или паломника – это приближение к древней культуре, духовности и истории. А такое путешествие никогда не будет бессмысленным или скучным.