Будда Шакьямуни: победитель страдания

Будда Шакьямуни: победитель страдания

Сегодня буддизм – одна из трех мировых религий. И хоть ее нельзя назвать универсальной, это учение принесло многим именно то, чего так не хватало древнему миру Азии – гуманизма и уважения к человеческой личности.

Буддизм зародился в Азии в начале новой эры с рождением Гаутамы Будды. Сын царя, он с детства был свидетелем человеческих страданий. Именно эти впечатления стали толчком к отказу от благ мирской жизни и всяческого рода желаний. Учение Будды основывается на так называемых четырех благородных истинах, открытие которых и стало просветлением основателя новой религии. Четыре эти истины говорят о страдании, причинах страдания, прекращении страдания и о путях к прекращению страдания. А страдание это – сама жизнь. По словам Будды, рождение, старость, болезнь, соединение с немилым, недостижение желаемого, привязанность к чему-либо – все это оттенки страдания. И единственным выходом из колеса перерождений, которое является следствием желания жизнь, Гаутама видел в отречении от всякого желания, в том числе и от желания существовать. Каким образом, по его мнению, этого можно было достичь он сформулировал в постулатах так называемого восьмеричного пути, который является ключом к прекращению страданий. Он складывается из праведной веры, решимости, слов, дел, образа жизни, стремлений, мыслей и созерцания. Следование этому пути является гарантией того, что в конце его человек обретет состояние нирваны, став святым и погрузившись в последнее, идеальное по буддийскому учению состояние. Именно нирвана должна стать целью всех поисков человека.

В своем учении Будда отвел нирване центральное место, однако вряд ли существует возможность точно сказать, что же она собой представляет. И, конечно, сама буддийская литература предоставляет несколько вариантов истолкования того, что же такое нирвана. Некоторые из представителей буддизма говорят о том, что это состояние – полное уничтожения бытия. Другие утверждают, что нирвану нельзя назвать уничтожением, но лишь созиданием – нового бытия, которое недоступно для понимания тем, кто его еще не достиг. Однако что бы ни говорил тот или иной мудрец, нирвана, в первую очередь, это прекращение цепи перерождений, которая характерна для всего живущего на земле. Эту мысль буддисты усвоили еще из древних индийских верований.

Цепи перерождений – сансаре – в учении Будды также отводится немаловажная роль. Именно сансара – та сила, которая становится причиной перерождения и жажды перерождения у всего живого на планете. А значит, является причиной страданий. Поскольку смерть не способна избавить человека от страданий в жизни, они продолжаются во всех следующих перевоплощениях. Следует отметить, что буддийское учение предполагает перерождение человека не только в человека, но и в другие существа – животных, растения, объекты неживой природы, злых духов, божества. Однако высшая форма перерождения – именно человек, поскольку только так можно достичь нирваны. И преодолеть этот привычный порядок вещей сможет лишь тот, кто через череду перерождений, став святых, познает истину. А ключ к обретению истины – это собственные усилия человека и следование восьмеричной пути. Таким образом, буддизм предполагает освобождение человека от страданий исключительно его собственными усилиями. Сам Гаутама Будда не принес миру ничего нового – он лишь рассказал людям об их способностях, достигнув своими силами просветления. Именно поэтому ни сам Будда, ни его последователи никогда не говорили о божественности учения или самого учителя, ориентируясь на него лишь как на образец, а не как на бога.

Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>