Древняя и современная Индия – это, на первый взгляд, две разных страны. Сегодня Индия – это развивающееся и цивилизованное государство. И в то же время здесь еще сохраняются некоторые традиции, пришедшие испокон веков и будоражащие умы западных людей. Одно из таких явлений – разделение населения на касты.
Каста – это португальское слово. В Индии употребляется слово «варна», а «джати» — это тот, кто входит в ту или иную варну.
В древности индусы разделяли людей по их предназначению. Высшей категорией считались священники, учителя и подвижники – это была высшая варна брахманов. Именно эти люди, но отнюдь не цари и другие правители, были в древней Индии в почете, поскольку они обладали духовным богатством.
Цари принадлежали к варне кшатриев. Сюда включались воины и правители Веды. Эти люди были физически развиты, характеризовались упорством и вспыльчивостью. Со временем «профессиональные» цари стали профессиональными военными.
Средним классом считались торговцы и ремесленники. Они зарабатывали на жизнь своим трудом, но теоретически эти люди лишались возможности читать Веды.
Эти три варны в Индии в древности считались дважды рожденными, то есть получали посвящение.
Бесправные работники – шудры – были низшей кастой. Они не посвящались, не принимали участие в ритуалах.
В древней Индии верили, что все варны имеют происхождение из разных частей тела первочеловека. Голову символизировали брахманы, руки – кшатрии, бедра – вайшьи, стопы – шудры. И последними были джати.
Внутри каждой варны люди тоже разделялись по принципу занятия, которое передавалось по наследству. Например, в касте брахманов могли быть священники, учителя.
Традиционное разделение на варны в Индии сохранилось до сих пор. Индусы стараются поддерживать свои социальные группы и вступают в браки с партнерами из своей джати.
Кроме вышеназванных варн в Индии были и неприкасаемые. Они тоже подразделялись на джати и делали ту работу, которую никто другой делать не хотел, считая ее постыдной и грязной.
Те, кто родился вне варны, считался исключенным из индийской системы мировоззрения. Причем этих людей считали опасными и нечистыми. Эти люди чувствовали себя брошенными, но не унывали: индусы все происходящее объясняют кармой.
Сегодня такое четкое следование кастовой системы в Индии кажется неактуальным. Однако все равно люди стараются не связывать свою жизнь с партнером из другой варны, обычаи и поведение которых им кажутся недостойными.