Из Кабула в Газни

08.05.2011 admin Газни, 0

афганистан. из кабула в газни

Афганистан. Из Кабула в Газни

Наш южный сосед, Афганистан, — древняя страна. Это овеянная дыханием веков земля древней Бактрии. Монеты с чеканным гордым профилем Александра Македонского, оружие газневидских воинов, монгольских завоевателей и английских солдат, найденные археологами при раскопках, неопровержимо свидетельствуют о том, что здесь, в цветущих долинах и суровых горных ущельях, происходили важные исторические события. По земле нынешнего Афганистана проходили фаланги греческой пехоты, отряды арабской конницы, запыленные орды Тимура, караваны купцов из Европы, нередко находившие гибель в необозримых пустынях юга страны.

После завоевания Индии англичанами Афганистан привлек внимание многих колонизаторов. И часто героическому афганскому народу приходилось с оружием в руках отстаивать свою свободу. С 1939 года Афганистан — независимое государство. За последнее полустолетие страна много сделала, чтобы выбраться из вековой отсталости. И каков современный Афганистан, лучше всего можно узнать, проехав по его дорогам. Очень интересен стопятидесятикилометровый путь на юг от Кабула до старинного города Газни, в средние века — столицы могущественной державы Газневидов. Об этом пути и дорожных впечатлениях пойдет речь дальше.

афганистан. на улицах кабула

Афганистан. На улицах Кабула

Кабул окружен высокими горами, отрогами Гиндукуша. Даже в жаркое афганское лето их белоснежные вершины не подвластны яркому жгучему солнцу. В Кабуле, как и в любом древнем городе, новое уживается со старым. На одной из центральных улиц, на скале, воздвигнут каменный обелиск — памятник Эльм-ва-Джахиль, поставленный в 1925 году после подавления реакционного восстания на юге страны. В какой-то мере символом Афганистана нового времени служит огромный элеватор на окраине города, построенный с помощью дружественного Советского Союза.

Современные автомагистрали соединяют столицу с другими городами. Благодаря хорошим дорогам положен конец вековой изоляции многочисленных племен, уединенные деревни узнали современный мир.

Дорога, по которой’ мы отправились на юг страны, неуклонно поднимается вверх, извиваясь среди диких нагромождений скал, пересекая арыки и речушки. Изредка встречаются небольшие селения, прилепившиеся к южным крутым склонам, защищенным от холодных северных ветров.

За пологим перевалом высотой более 2000 метров мы вновь попадаем в долину реки Кабул. В широких ее участках разместились рисовые поля, в весеннее время покрытые водой. Многие участки обсажены пирамидальными тополями и шелковицей. В центральной части Афганистана тополей очень много. Они растут везде, где есть вода. Тополь не только живая изгородь, но и лучший источник древесины в этой стране. Из-за острой нехватки строительного леса тополя часто высаживают на больших, хорошо орошаемых участках, где они за несколько лет достигают пяти — шести метров высоты. Затем такая роща прореживается, а через несколько лет полностью вырубается. Стройные стволы тополя высоко ценятся в строительстве. Они — лучший материал для перекрытий не только глинобитных, но и каменных домов.

А вот и глинобитный дом рядом с рощей тополей. По другую сторону дороги видна неказистая чайхана, здесь можно без задержки выпить ароматный чай и съесть изжаренный на ваших глазах шашлык. Но дорога зовет нас дальше.

От основной автомагистрали отходят проселочные грунтовые дороги. Плодородные участки земли ограждены каменными изгородями. И повсюду голые, лишенные леса горы. Как здесь не вспомнить слова Бабура (1483-1530), уроженца Ферганы, проведшего лучшие годы своей жизни в полюбившемся ему Афганистане, основателя государства Великих Моголов в Индии, автора всемирно известных мемуаров «Бабурнаме»: «Горы Афганистана имеют вид своеобразный: высоты средние, почва обнаженная, воды — редки, растительности никакой, облик печальный и строгий». Почва, с которой связано благосостояние афганского крестьянина, в этой стране необычайно высоко ценится. От местных крестьян и сейчас, как десятки лет назад, можно слышать поговорку: «Каждая пядь земли Кабула дороже, чем весь мир». И это понятно, ведь пахотный слой в значительной мере создан искусственно. Каменистые склоны гор только в немногих местах покрыты тонким слоем бедной почвы. Поэтому люди дорожат любым клочком плодородной земли. Повсюду можно видеть, как крестьяне возятся у разрушенных построек или древних развалин, развозя на ишаках плодородную землю на отдаленные поля. Даже из-под каменистых осыпей кирками добывают землистые прослойки, лишь бы заполучить почву.

Во время автомобильных поездок нас удивила плата за пользование дорогами. Повсюду на автострадах, соединяющих большие города, стоят небольшие деревянные будки. Сидящие в них солдаты исправно взимают довольно большие деньги за право дальнейшей поездки. Собранные деньги используются правительством для поддержания в порядке автомагистралей.

По пути время от времени встречаются кладбища. Некоторые из них огромны, широкой полосой тянутся вдоль дороги, иной раз на километр и более. «Поселения мертвых» выглядят как естественная часть ландшафта. Там нет ни одного кустика, рядов тополей и даже изгородей из камня, которого в Афганистане везде полным-полно. Только овальные окаймления из мелких камешков и поставленные вертикально неотесанные плиты говорят о том, что это могилы.

… Легковые и грузовые автомобили стали привычной частью больших дорог Афганистана. Но и теперь по дорогам, как и многие века назад, идут караваны верблюдов и ишаков, особенно осенью и весной. Осенью в центральных и северных районах Афганистана, занятых высокогорным хребтом Гиндукуш, становится холодно, не хватает корма для скота — основного сокровища кочевников. Тогда люди со своими верблюдами, ишаками, мулами, стадами овец и небогатым скарбом неторопливо двигаются на юг и юго-восток, в сторону афгано-пакистанской границы, к теплу и пастбищам, останавливаясь в удобных местах.

Открытый полог шатра позволяет видеть жизнь кочевников. На земле или коврах сидят или лежат бородатые, в белых одеждах мужчины. Взгляды открытые, спокойные, уверенных в себе людей, хозяев земли. Мужчины любят проводить время за чаем. В шатре видны груды тряпок, шкур, мешки с мукой, кучи кизяка. В углу жилища у костра женщины в красных длинных одеждах возятся над медными котлами, качают люльку или же в стороне работают на примитивном ткацком станке. Многочисленные дети разного возраста, в одних рубашках, босые и грязные, вертятся около шатров. Картину быта кочевников завершают крупные свирепые собаки с обрубленными хвостами и ушами, лежащие в жилище или возле него.

Когда же кончается весна и на юге пастбища выгорают, кочевники снова передвигаются на север по привычным путям.

Мы остановились у обочины дороги, чтобы пропустить очередной караван. Впереди гордо шествует огромный, с длинной коричневой шерстью, двугорбый верблюд. К спине и бокам его привязаны веревками объемистые вьюки с поленьями и сушняком (в Афганистане дрова продаются на вес). За вожаком следует еще десяток верблюдов, с дровами и огромными полосатыми шерстяными мешками, заполненными пшеницей, ячменем, горохом или бобами. На замыкающем верблюде плетеная корзина, в ней все те, кто не успевает за ходом каравана — дети, куры и ягнята.

За верблюдами тянется вереница ослов. Их свыше двадцати. По бокам ослов висят большие полотняные сумы и корзины с яблоками, виноградом, персиками, сливами, гранатами. Везут в них и белую редьку «мули» с приятным вкусом хрена, огурцы, помидоры, капусту.

… Остается с десяток километров до Газни. Высокогорная долина расширяется, у подножия голых, типичных для Афганистана гор, лишенных какой-либо растительности, довольно часто попадаются крупные помещичьи усадьбы в обрамлении леса из тополей. Горы все дальше уходят в стороны, и мы оказываемся в пригазнийской полупустыне. Лишь кое-где встречаются отдельные деревья и кустики сухой травы. Но в условиях Афганистана и этой бедной растительности оказывается довольно, чтобы можно было пасти овец и коз.

У дороги виден помещичий дом. Это настоящая крепость. Тут есть даже крокодиловая ферма. Глинобитные стены высотой до десяти — двенадцати метров образуют правильный четырехугольник, а жилой дом, помещение для скота и другие хозяйственные постройки — все это спрятано внутри двора. Стены совершенно глухие, лишь в одном месте каменная ограда прорезана низкой дверью. Любопытный взор не может проникнуть за крепостные стены. Непоседливым детям закрытый двор надоедает, и они охотно выбегают наружу.

Вот и окраина города Газни — древней столицы одного из самых могущественных государств Средней Азии в X-XII веках. Держава Газневидов простиралась на огромной территории от Багдада на западе до Дели на востоке и от Бухары на севере до Аравийского моря на юге.

Газни лежит на высоте 2200 метров над уровнем моря у подножия высоких гор. Исстари центром города служит одинокая гора, по форме напоминающая срезанный конус. Еще в X веке на ней были возведены дворец и крепость. Но уже много веков дворец разрушен, и о былом его великолепии свидетельствуют разбитые мраморные плиты и колонны, найденные археологами, да старинные рукописи.

У окраины Газни поднимаются два старинных стройных минарета из кирпича, украшенные тонкой ажурной резьбой. Лучше всего сохранился северный. В Европе об этих замечательных памятниках архитектуры XII века стало известно только в XIX веке, они вызвали глубокое восхищение у английских путешественников того времени.

На пологих склонах выжженной солнцем газнийской полупустыни, у окраины которой стоит Газни, часто можно видеть всадников на конях, и среди них детей, гарцующих на быстроногих лошадях. Они охотно позируют фотографам.

Афганцы свято чтут память первых газнийских султанов, возвеличивших древнее государство на земле современного Афганистана. И хотя в XII веке государство Газневидов исчезло, а великолепные творения архитектуры, плотины и каналы, приносившие живительную влагу, разрушены, но до сих пор сохранились мавзолеи первых газнийских владетелей. Правда, они не раз разрушались и вновь отстраивались, их форма сильно отличается от первоначальной, но и ныне они представляют немалый интерес и вызывают большое уважение у афганцев.

На каменистом склоне возведен простой по архитектуре и исполнению мавзолей Сабуктегина, основателя династии Газневидов. Гробница сделана из белого мрамора, в верхней части украшена затейливой резьбой. Но особенно почитаем его сын, султан Махмуд (годы правления 990-1030), при нем государство Газневидов достигло наибольшего могущества. В историю Махмуд Газневидский вошел как гуманный правитель и талантливый военачальник, почитатель наук и искусства. При дворе Махмуда жили и творили выдающийся ученый-естествоиспытатель Аль Бируни, великий поэт, классик таджикской и персидской литературы, автор всемирно известной эпопеи «Шахнамэ» Фирдоуси, поэт Ансари, философ, поэт, врач и мулла Санаи. Впервые в истории исламской культуры газневидские скульпторы применили мрамор для изображения человеческого тела. О великолепии Газни X-XII веков свидетельствуют описания персидских и арабских авторов, их приводили в восторг мечеть «Невеста мира» из мрамора и золота, общественные бассейны, великолепные мраморные дворцы султана и знати.

Мавзолей султана Махмуда содержится в хорошем состоянии, к нему примыкают орошаемые газоны с сочной травой. Но внешне мавзолей оформлен просто, купол покрыт не синей глазурованной плиткой, как принято в Афганистане, а листами железа.

Большим уважением в народе пользуется философ, поэт и врач Санаи, его белокаменный мавзолей находится в старой части Газни. Гробница покоится в просторном светлом зале мавзолея, во дворе много надгробных плит и стел над могилами учеников Санаи — поэтов и мулл.

Интересно и своеобразно население Газни. В городе живут афганцы, называющие себя патанами, и хазарейцы. Патаны — красивые, высокие и стройные люди. У них смуглые лица, прямые черные волосы. В городе встречается много патанов-кочевников. Они сохранили традиционную афганскую одежду — длинные серые рубашки с прорезанными в них карманами и такие же серые широкие штаны с множеством складок. Голова покрыта чалмой. Чалма — убор многоцелевого назначения: это и признак истинного мусульманина, и шляпа, защищающая от солнца, и платок, скрывающий лицо во время холодных ветров и пыльных бурь. Туфли с загнутыми вверх носками носят на босу ногу. Через плечо накинут шарф — зимой шерстяной, летом хлопчатобумажный. Шарф так широк, что в случае нужды заменяет одеяло. На этом фоне резко выделяются стройные, сухопарые чиновники в европейских костюмах, черных узконосых туфлях, непременно в каракулевой шапочке на макушке, напоминающей детский бумажный кораблик.

Хазарейцы — потомки различных племен и народностей, входивших в состав монгольских полчищ, вторгшихся в XIV веке в Афганистан. Они проживают в горах центрального Афганистана. Безземелье и неблагоприятные для сельского хозяйства условия в горах гонят их в город на дополнительные заработки. До сих пор хазарейцы — одна из наиболее отсталых народностей Афганистана. Они оставались на положении рабов до двадцатых годов нашего века, когда указом эмира Амануллы работорговля в стране была прекращена. Хазарейцы заняты на самых тяжелых работах, главным образом на переноске тяжестей.

Центральная торговая улица Газни — это сплошной ряд мелких лавчонок, которые всем своим содержимым (в них нет ни дверей, ни окон) смотрят на улицу, прижавшись друг к другу, словно детские кубики в коробке. Бродя по городу, я видел ряды небольших лавок с изделиями кустарей. Пожалуй, больше всего теплой одежды из овчины: тулупов с длинными, ниже колен, рукавами, курток-безрукавок, одеял, шапок-ушанок, мягких сапог и рукавиц. Все изделия украшены богатым орнаментом или изображением павлина с распущенным хвостом. Борта и низ куртки оторочены узкой полоской мягкой овечьей смушки. Не мудрено, что при таком богатстве изделий из овчины на улицах города нередко встречаются грузовые автомашины, немыслимо перегруженные шкурами и кожами. Газни славится также выделкой медной посуды: кувшинов, котлов, мисок, чайников, подносов. Ряды медников чрезвычайно интересны — витрины и стены лавок забиты медной посудой, она сверкает и искрится, отовсюду доносятся звонкие удары молотков о медь — здесь продают и изготовляют посуду.

Здесь же на главной улице под деревом сидит по-восточному старик в старом пальто и с большим вниманием покрывает арабской вязью листок бумаги. Он — своего рода универсал, соединяет в себе умение адвоката и каллиграфа.

Под забором, поджав под себя ноги, сидят в одинаковой позе два человека. Один из них усиленно натирает голову другому, не вызывая в нем никакого протеста. Рядом на грязной тряпке лежат бритвы, ножницы, жестянки с кремами. Вода рядом в арыке. Это — одна из многих парикмахерских.

Таков Газни — старинный город Афганистана, в прошлом столица могущественного государства Газневидов, получивший новую жизнь в развивающемся Афганистане.

В древние времена уходит история Афганистана. Немало воды утекло за это время, большие перемены произошли, но одно осталось неизменным: почти круглый год солнце сияет над этой горной страной в безоблачном синем небе.

Мирный и свободолюбивый народ живет под этим чистым небом. Он уверенно смотрит в будущее, полон желания трудиться на благо своей родины и располагает достаточными силами, чтобы осуществить планы развития.

Бактрия, Гиндукуш, Эльм-ва-Джахиль

Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>