Пытка хлебом-солью

Пытка хлебом-солью      В прошлом году Москву посетили 2,2 млн. интуристов. Если так и дальше пойдет, через десять лет по числу приезжих иностранцев Златоглавая сравняется с Парижем. Столь радужную перспективу нарисовал на днях глава столичного Комитета по туризму Григорий Антюфеев. 
      В Москву едут, чтобы убедиться не только в правдивости рассказов о гуляющих по улицам медведях, но и в честности журналистов, считающих, что редко какой город в мире может сравниться с российской столицей по ее зашкаливающей энергетике. В самом деле, здесь есть на что посмотреть и чему подивиться. Но прежде чем интуристу удастся выполнить все пункты программы-максимум, придется изрядно попотеть.             Трудности начнутся прямо с трапа самолета и будут сопровождать гостя столицы на протяжении всего тура. «Новые Известия» попытались выяснить, какие неприятности сваливаются в Москве на головы сегодняшних «мистеров Твистеров». По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), в прошлом году в нашу страну приезжали 2,2 млн. иностранных туристов. Однако поездка в Москву по-прежнему приравнивается к подвигу. И это неспроста: несмотря на громкие заявления о нашем неимоверном гостеприимстве и неуклонно растущем уровне сервиса, у туристов полно претензий даже к самым элементарным вещам.

День за два

      Многие путешественники отказываются от идеи посетить Россию, лишь взглянув на цены в турагентствах. «Сейчас недельный тур в Москву стоит порядка 1,5 тыс. евро, – рассказала «НИ» пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. – Для сравнения: путешествие в любую из восточноевропейских стран обойдется в два раза дешевле – 700–800 евро. И наши потенциальные гости не понимают, в чем тут дело: ведь уровень обслуживания явно не соответствует цене».
      Дороговизна туров связана в первую очередь с расценками на жилье. Последние четыре года Москва удерживает второе место в мире по темпу роста цен на гостиничном рынке. Сутки проживания в отеле «две звезды» стоят от 1,5 до 4 тыс. рублей, а «пять звезд» выльются в 17–50 тыс. рублей!
      Столичные власти неоднократно заявляли о том, что прекращают строить элитные гостиницы, чтобы сосредоточиться на возведении отелей категории «три звезды». Однако, по словам экспертов, до насыщения рынка ими еще очень далеко. «Во-первых, – пояснил «НИ» генеральный директор «МИЭЛЬ – Коммерческая недвижимость» Андрей Бушин, – темпы роста туристического потока опережают показатели въезда зарубежных гостей в столицу, прогнозируемые «Программой развития туризма в Москве на период до 2010 года». Во-вторых, несмотря на развитие рынка гостиничной недвижимости, сроки окупаемости объектов данного формата выше, чем в остальных сегментах».

Призраки совкового прошлого

      «Я останавливался в нескольких отелях, и в половине случаев меня спрашивали, не желаю ли я снять девочку на ночь, – рассказывает «НИ» житель Лос-Анджелеса Вейд Керен. – Причем звонки с предложениями раздавались обычно, когда я уже спал. Мне такая забота льстила, но сон дороже. В одной гостинице меня обвинили в поломке телевизора. Кое-как удалось объяснить, что он уже не работал, когда я заселялся».
По данным социологов, о том, что горничные и портье были милы, а номер содержался в идеальном состоянии, заявили лишь 5,6% иностранных туристов, побывавших в Первопрестольной. «Гостей возмущает, что в Москве на всем пытаются заработать, – сообщили «НИ» в турфирме «Лабиринт». – При этом заметно «совковое» отношение к туристам: им приходится постоянно сталкиваться с невниманием и грубостью персонала».
Если же иностранец не готов переплачивать за номер в обшарпанной гостинице и мириться с хамящими горничными и портье, он может арендовать квартиру. Однако и тут столкнется с «полосой препятствий». «В формате краткосрочных поездок снять квартиру в Москве очень сложно, – говорит «НИ» Андрей Бушин. – Но если даже такая возможность появится, цена аренды будет на уровне стоимости номера в отеле категории «3–4 звезды». При этом найти на неделю квартиру, не похожую на ночлежку, проблематично: чистоплотные хозяева предпочитают сдавать жилье на длительный срок.

Налог от сержанта

      Еще одно необъяснимое для иностранцев требование властей – каждый турист обязан зарегистрироваться по месту пребывания. Все хлопоты
должна брать на себя гостиница, но и здесь могут возникнуть неприятности. «Доходило до того, что гостиницы отказывались работать с иностранцами, – признается «НИ» г-жа Тюрина. – Это произошло после того, как в начале прошлого года их обязали в течение суток с момента заселения клиента представлять о нем документы в районное отделение УФМС. При значительном потоке туристов гостиницы порой не успевали зарегистрировать всех вовремя». Правда, в октябре отелям обещают вернуть право регистрировать иностранцев самостоятельно – вступят в силу соответствующие поправки в закон о миграционном учете иностранных граждан».
      Тем же, кто остановится в «частном секторе», придется или отдать документы в турфирму, или, если он обошелся без ее услуг, идти самому в паспортно-визовое управление ГУВД. «Я давно мечтал посетить ваш город и вот наконец приехал, – рассказал «НИ» житель Берлина Юрген Веллер. – В первый же день меня остановил милиционер и попросил предъявить документы. Хотя в школе я учил русский, вопрос понял не сразу. Мою растерянность он трактовал по-своему. В итоге я заплатил 500 рублей, которые совсем не был должен. Регистрацию, как оказалось, надо оформлять в течение трех дней, а прошел всего один. В дальнейшем я всех милиционеров обходил стороной».

Русские горки

      Коррумпированные милиционеры, хамоватые горничные… Однако, по данным исследования, проведенного компанией «Башкирова и партнеры», чаще всего интуристы жалуются на транспортные проблемы в столице: пробки и лихачей за рулем отметили 22%. «Кошмарные поезда, переполненные электрички, огромное количестве автомобилей и практически полное отсутствие такси, – такой предстает Москва в онлайн-путеводителе Lonely Planet. – Если же удается заказать такси, оно приезжает не раньше, чем через час после назначенного вами срока».
      17,4% иностранцев хотели бы взять в Москве напрокат автомобиль, но не смогли этого сделать. Впрочем, прокатившись пару раз в качестве пассажира, они, кажется, не жалеют об этом. «Москва – очень красивый город, но любоваться им из автобуса, который застрял в пробке, мне не очень нравится. И вообще, у вас ездить на машине небезопасно, – уверяет «НИ» гость из Тайваня Кайкуо. – Ваши водители редко соблюдают скоростные ограничения, и вообще их представления о Правилах дорожного движения хаотичны. Так что лучше всего передвигаться на метро – оно быстрое, красивое и недорогое, в отличие от того, что в моем родном городе».
      В Москве вообще все не как у других. «Чтобы встретить кого-то на железнодорожном вокзале, надо приходить заранее: машинист, желая показать свой профессионализм, нередко приезжает на 20 минут раньше расписания, – поделилась с «НИ» своими яркими впечатлениями жительница Глазго Лорен Джонс. – Что бы я еще посоветовала? Не садиться к таксистам-частникам – однажды один такой чуть не изнасиловал меня».

Трудности перевода

      Более 50% жалоб в компании, принимающие интуристов, связаны с невозможностью объясниться с москвичами и получить нужную справочную информацию. По данным столичного Комитета по туризму, 32% иностранцев не смогли купить путеводитель по Москве. Но и обладателям карты столицы в наших каменных джунглях ненамного лучше. Путеводители не всегда точно отражают топографию города, особенно дороги, которые периодически закрывают на реконструкцию. В карты с опозданием вносятся изменения в названиях улиц. Кроме того, большинство указателей в столице не продублированы на латинице.
      «На указателях в метро названия станций написаны только по-русски. При этом некоторые русские буквы похожи на английские, но от этого еще больше путаешься, – рассказала «НИ» американка Андреа Россо из Далласа. – Мне часто приходилось считать остановки, чтобы выйти на нужной. Но в метро хоть схемы в вагонах двуязычные, а на улице очень сложно ориентироваться».
      Столичные власти посильно пытаются облегчить туристам жизнь. К примеру, накануне финального матча Лиги чемпионов милиционерам раздали наспех составленные англо-русские разговорники с огромным количеством ошибок. При этом разговорник содержал только самые распространенные ответы («до Красной площади можно доехать на метро») и вопросы («Как вас зовут?»).
      Впрочем, и туристы из Великобритании в тот раз прошли лингвистическую подготовку. Газет
а Daily Telegraph опубликовала пять фраз, «с которыми не пропадешь в Москве». Там были как вполне ожидаемые предложения: «Привет, как дела?», «Пиво, пожалуйста», «Еще пива», так и несколько необычные: «Мне плохо, как попугаю» и «Где твоя белая палочка, судья?»

Холодный прием

Пытка хлебом-солью      Небезопасной считают Москву половина иностранных туристов. «Довольно неприятно чувствовать, что любой человек рядом с тобой может тебя просто уничтожить. Но следуйте правилам, и все будет хорошо. Бандиты убивают или похищают только богатых», – утешает Lonely Planet. Однако недоброжелательное отношение к «этим криминальным русским» свойственно практически всем путеводителям и памяткам, выдаваемым иностранцам при выезде в нашу страну. Опять-таки перед финалом Лиги чемпионов МИД Великобритании попросил болельщиков опасаться карманных воров в метро и в барах, а также всегда иметь при себе удостоверения личности, поскольку «полиция в любое время может остановить вас». На официальном сайте УЕФА предупредили, что «популярный стереотип о любви русских к водке в Москве проявляется довольно ярко», а заодно посоветовали: «Не оставляйте свои напитки в барах без присмотра: в них могут что-нибудь добавить…»
      Несмотря на все предостережения, доверчивым иностранцам, по словам экспертов, гораздо легче стать жертвой мошенников. «К сожалению, характерные для путешествия за границей трудности в нашей стране усугубляются прохладным отношением сервисных служб к своим клиентам, неоперативным реагированием структур, призванных помогать гражданам в тех или иных непредвиденных ситуациях», – считает президент компании «Служба Континентов» Владимир Бармин.

Увидеть Москву и не вернуться

      При всех особенностях нашей национальной туриндустрии, столичные власти горят желанием догнать и перегнать Париж по числу приезжающих к нам иностранцев. Чиновники рапортуют: поток туристов стабильно растет на 15–20% каждый год. «Если темп роста сохранится, то через пять лет в Москве будет отдыхать 8 млн. гостей из зарубежных стран, а через 10 лет – 16 млн. Именно такое число туристов на данный момент приезжает отдыхать в Париж», – заявил на днях председатель Комитета по туризму Москвы Григорий Антюфеев.
      Как эта благая идея будет реализовываться – совершенно непонятно. По данным социологов из компании Global Market, в списке мегаполисов, куда хотелось бы вернуться, Москва находится на 48-м месте из 60. «Это неудивительно, – считает доктор экономических наук Никита Кричевский. – Туристы едут либо в страны с развитой инфраструктурой, либо в страны с благоприятным климатом. У нас нет ни того, ни другого. Едут к нам в основном любители экзотики, своего рода экстремалы. Значит, остается привлекать туристов культурой и историей. Но как их привлечешь, если большинство памятников архитектуры или заменены новоделами, или заслонены офисными центрами, или совсем снесены?» 

Туристов в Петербург хотят возить на пароме

      Пик интереса к городу на Неве был в 2004 году, когда отмечался трехвековой юбилей города – тогда его посетили около 2 млн. иностранных туристов, сообщает корреспондент «НИ» в Санкт-Петербурге Наталья ШЕРГИНА. Заметного увеличения потока с тех пор не произошло. По мнению исполнительного директора Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Юлии Рыбаковой, спад организованного туризма связан в первую очередь с высокими ценами. Средняя цена номера в гостинице в центре города – 250 евро за ночь. В летний сезон она поднимается до 350, а иногда и до 400 евро. Еще одна особенность культурной столицы, отталкивающая интуристов, – карманники, работающие на Невском проспекте. С грабителями власти справиться пока не в силах, несмотря на особую «туристическую» милицию и установку по всему Невскому видеокамер и «тревожных кнопок». Впрочем, отцы и матери города не оставляют попыток привлечь в него туристов. Несколько лет идет борьба за принятие так называемого паромного закона. Если Госдума примет его в начале сентября, то пассажирам паромов, прибывающих в Петербург, не нужно будет беспокоиться о визах. Они смогут любоваться красотами города 72 часа. 

Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>