Чимбулак, февраль 2007

Чимбулак, февраль 2007      Только что вернулись из надельной поездки на Чимбулак (кто не знает, это горнолыжный курорт в Казахстане, 25 км от Алматы), так что впечатления – свежайшие.
      Ездили вдвоем с женой. Сама идея поездки возникла довольно банально – у меня еще не сделали новый загранпаспорт, поэтому Европа исключалась, а поездками на Кавказ с многочасовыми очередями на канатку мы были сыты по горло. Посмотрели, что есть в России и СНГ – там, где не нужен загранпаспорт. Хотелось именно гор, а не сопочек, длинных трасс, вечных снегов, отеля у самого подъемника и т.д. Вот так и всплыл Чимбулак – еще с советских времен спортивный горнолыжный центр. 
      Изучение отчетов в Интернете дало кое-какую информацию, но в основном устаревшую, самый свежий отчет, который я нашел – рассказ какого-то безумного украинского сноубордиста о его командировке в Алматы с заездом на Чимбулак в ноябре 2006, с соответствующим количеством снега. Общее впечатление от различных описаний сложилось вполне благоприятное.
      Нашли телефон отеля «Чимбулак» ***, по телефону забронировали стандартный двухместный номер (9000 тенге/день без питания, около 1900 руб.), купили довольно бюджетные билеты компании Эйр Астана до Алматы (11000 руб. за один билет туда-назад), в гостинице выяснили телефон местного таксиста для трансфера (общественный транспорт, судя по отчетам, на Чимбулак не ходит), связались с ним, договорились без проблем о встрече и трансфере (7000 тенге, около 1500 руб.). Ресепшн гостиницы на вопрос о снеге сообщил, что снег есть, все 3 очереди канатки работают. Таксист несколько разочаровал, сказав, что со снегом беда, но в принципе кататься можно, да и снегопад ожидается со дня на день. Все равно уже отпуска получены, билеты куплены, назад дороги нет!
      И вот, наконец, долгожданный день – 16 февраля 2007 года. Оставляем свою машину на стоянке между Ш-1 и Ш-2 (150 руб./сут), едем на Газельке в Ш-1, обычная процедура, и с опозданием на час наш Боинг взмывает в воздух. Полет – ничего необычного, самолет неплох, персонал приветлив, полету – почти 5 часов.
Алматы встречает теплом (около 0) и нашим таксистом. Грузимся в полноприводную Делику и под веселые и увлекательные рассказы Димы-таксиста (сам мастер спорта по горным лыжам) едем в Чимбулак. Со всеми алматинскими пробками (под стать московским) добрались часа за полтора. Дорога очень красивая, идет мимо самого высокогорного в мире катка Медео, по противоселевой дамбе, далее – по очень крутой горной дороге до самого Чимбулака. 
Чимбулак, февраль 2007      Вселяемся в номер. Мы, конечно, понимали, что ехали не в Европу, но, честно говоря, ожидали несколько лучших условий. Номер – крошечный, но с совмещенным санузлом, с большим балконом. Основных минусов – 2: довольно холодно в номере и вместо нормального верхнего освещения на стене висит бра, да еще розового цвета, ватт в 25 – ни дать ни взять – ночник. Пробуем решить проблемы на ресепшн. Происходит примерно такой диалог: 
– У нас в номере холодно, можно найти обогреватель? 
– Обогревателя нет, но в номере у вас было открыто окно, сейчас станет тепло. 
– Но уже прошел час, сильно теплее не стало! 
– Я же вам говорю: было открыто окно, закройте, у нас очень теплые номера, сразу становится тепло. 
– Девушка, как вам еще объяснить? Мы закрыли окно час назад – все равно холодно. Найдите, пожалуйста, обогреватель. 
– Обогревателя нет нигде, но просто подождите немножко – и у вас станет очень тепло, у нас теплые номера.

Подозревая, что столкнулись со строгим выполнением четких инструкций, через какое-то время пробуем решить вторую проблему – со светом: 
– Девушка, у нас света верхнего нет, висит какой-то ночник. 
– Да. 
– Но разве это нормально, нельзя же даже почитать!

Девушка с непроницаемым лицом произносит волшебную фразу: 
– У нас так. 
– Что, и во всех номерах так? И в полулюксах? 
– Да, во всех, у нас так. 
– НО ПОЧЕМУ??? 
– У нас так.

Чимбулак, февраль 2007      Удаляемся восвояси, прикинув, что незачем портить себе отдых скандалом с крайне малыми шансами на положительное решение. В конце концов, есть телевизор, а книжку можно и в ноутбуке почитать, а если она издана традиционным способом – в туалете прекрасное освещение, очень удобно! На следующий день приступаем к главному: горы, лыжи!!!
Канатки – совковые, но работают исправно. Очередей нет вообще, несмотря на выходные! Цены на подъемники кусаются: мы привыкли кататься много, но дневной абонемент на все очереди – 5000 тенге, где-то 1060 руб. Притом недельного или 6-дневного абонемента не существует! Хотите покупайте 6 дневных – 30000 тенге или около 180 евро – сравнивайте с Австрией! К счастью, Дима-таксист посоветовал обратиться к Мише из проката, и попробовать решить вопрос с ним. Вопрос решился самым прекрасным образом: мы получаем сезонки на все подъемники по 3000 тенге в день (около 640 руб.). Поехали!!! 
      Две очереди парнокресельной, потом еще одна – однокреселка, – и мы на Талгарском перевале, 3163 м. Яркое солнце, очень красиво, но со снегом – швах… Первая очередь – совсем все лысое, вторая и третья – кататься можно, хоть и жалко новенькие Скрамблеры о камни тереть. Но сколько той жизни – кататься приехали – давай кататься! 
      Стараясь объезжать валяющиеся на трассе камушки, выходы скальной породы, а также травушку с земелькой, получаем удовольствие, недостижимое в Волене да Сорочанах: около 600 м перепада, при непрерывном спуске с Талгарского перевала до начала второй очереди. Так продолжается два дня: субботу и воскресенье. При этом есть еще две кресельные дороги, которые идут правее – на так называемый Конус. Но они вообще стояли все время.
      В понедельник утром просыпаемся и видим за окном божественную картину: идет снег, идет сильный снег!!! Рыжие горы стали белыми, на елках, на крышах домов – снежные шапки. Ура!!!!!!! Надеваем ботинки, хватаем лыжи, и на подъемник! Чем выше поднимаемся, тем больше снега. Сначала катаемся на второй очереди, потом пускают третью, катаемся на двух. Снег – как из ведра, ветер не кислый, видимость – от 20 до 100 м, но удовольствие потрясающее, великолепное катание по пухляку! Правда, снег очень рыхлый, легко стесывается до старых лысин, особенно сноубордисты ему в этом помогают. Вообще за все время видел только 3-4 сноубордиста, которые КАТАЛИСЬ, а не соскребались бы на канте по склонам любой крутизны! Остальные – такое впечатление, что у них двойственная задача – по максимуму испортить сноуборд и одновременно склон! 
      Но все-таки снегу хватало, если катить, а не соскребаться, за день укатались до опупения, полный восторг! Вечером отдаем лыжи в ски-сервис, рекомендованному дяде Боре, чтобы назавтра скользячка была как новая, а канты – наточены. Снег продолжает идти.
      Дядя Боря сработал на славу (4000 тенге за пару, около 850 руб.), утром берем обновленные лыжи. Но канатки – стоят, работает только бугель на учебном склоне. Изучаем вопрос со спасателями: 
– А что с канатками? 
– Пока не работают, катайтесь на бугеле. 
– Почему не работают? 
– Снег рыхлый, будем топтать и ратраками укатывать, а то опять все соскребут. 
– Какие перспективы у нас? 
– Сегодня вряд ли, завтра пустим канатки.

Чимбулак, февраль 2007      Скрепя сердце, отстаем от спасателей, с мыслью о том, что доблестный персонал все-таки заботится о состоянии склонов, пытается их готовить. Я катаюсь на бугеле, жена тоже чуть-чуть, потом идет отдыхать. Миша обещает снизить стоимость сезонки на этот день до 1500 тенге (320 руб.). На следующий день, в среду, заказали по 1 часу на каждого (5000 тенге/час, около 1000 руб.) занятия с инструктором, решили совершенствовать технику. Инструктор – Наталья Копленко (опять рекомендация Димы-таксиста) – молодец и умница. Работает на совесть, рекомендую, и это не только мое мнение. Катались с ней на бугеле, поскольку занятия проходят именно там, да и креселка пока не была пущена. Вроде, спасатели изучают состояние склонов. Ближе к 11 (обычное начало – в 10) первая очередь все же пущена. 

Диалог со спасателями: 
– Что со второй и третьей? 
– Ближе к 12 станет ясно. 

Ближе к 12: 
– Будет работать вторая и третья очереди? 
– Сегодня нет, но завтра будет. 
– Почему сегодня не будет? 
– Лавинники изучают состояние склонов, будут решать, что делать. 
– ЛАВИННИКИ? (снегу выпало сантиметров 25-30) 
– Да, есть лавинная опасность, может, обстреливать склоны придется.

В состоянии полного недоумения удаляюсь. Какие лавины при 25-30 см снега? Я, конечно, не специалист по лавинам, но, помнится и на Кавказе, и в Словакии, снегу побольше выпадало, но как-то не закрывали склоны… Надежда на завтра. 

А между тем среди катающихся циркулируют различные версии: 
– держат снег
на выходные, когда народу (и доходов) побольше; 
– скоро детские соревнования, пытаются снег сохранить; 
– в выходные какие-то VIP-персоны приедут, для них склоны держат.

      Настает четверг, история повторяется с грустной регулярностью: пускают только первую очередь, про остальные говорят, что решение будет приниматься около 11 часов, на вопросы о причинах выдают официальную версию о лавинной опасности. Наше терпение лопается. Ищем того, кто принимает решение. Находим – это технический директор Юн. Идем к нему в кабинет, требуем разъяснений. Ответ стандартный: лавинная опасность. Но диалог заслуживает цитирования. 

— Здравствуйте, мы Ваши гости, приехали из Москвы. 
– Здравствуйте, очень приятно! 
– Скажите, что происходит со склонами? Почему не работают вторая и третья очереди? 
– Много снега, лавинная опасность. 
– И какой же слой снега?

В разговор включается не то начальник склонов, не то директор трасс, казах, имени которого не имею чести знать: 
– В некоторых местах надувы (!!!) до 1,2 м 
– И надувы эти могут стать лавиной? 
– Конечно!

Продолжаем вопрошать Юна: 
– Но ведь получается, что уже два дня подряд люди, купившие дневной абонемент за 5000 тенге на все подъемники, приехавшие как раз из-за снега, могут кататься только на первой очереди, которая уже снова лысая. Почему же вы хотя бы не снизите цену? 
– Но ведь вы можете брать билет на несколько подъемов, это будет дешевле. 
– ….. уважаемый господин Юн, несколько подъемов, безусловно, дешевле, но ведь это и меньше по времени, а кататься хочется дольше. 
– Так катайтесь на первой очереди! 
– Но ведь она лысая, а снег есть на второй и на третьей. Люди, покупающие абонемент, рассчитывают на 3 очереди подъемников! Получается, покупая билет за 5000 тенге только на одну очередь, они переплачивают. 
– Покупайте на несколько подъемов! 
– И все же, господин Юн, почему закрыты подъемники: Вы для кого-то бережете снег или опасаетесь лавин? 
– Опасаемся лавин. 
– А что же специалисты с понедельника не смогли решить, что делать со склоном? И кстати, никто ведь его не обстреливал. 
– Снег должен улежаться несколько дней. И вообще, чего вы хотите?! 
– Мы хотим, чтобы жизнь стала лучше для всех. 
– Я уже 30 лет в горах, и у меня 30 лет проблемы с москвичами!!!

Чимбулак, февраль 2007      Несчастному Юну и в голову не приходит, что если у него уже 30 лет проблемы с самыми разными людьми (хоть и москвичами), то не в людях этих дело, а в нем самом. Поражает даже не столько самоуверенность, сколько, извините, непроходимая какая-то трясина в мозгах подобных людей. Общее впечатление от общения: уровень мыслительных способностей Юна несколько превышает уровень его нравственных устоев, но не намного. В четверг нам все-же пришлось кататься опять на первой очереди, но в пятницу обещали открыть вторую и третью.
      Пятница: одна за другой открываются все 3 очереди!!! Вверху снега более-менее, особенно на второй, катание очень приятное. Жалко, времени только до 14.00, вечером самолет. Летаем от Талгарского перевала до нижней станции второй очереди, радуемся жизни. Но не тут-то было. В очередной подъем видим, что третья очередь стоит.

Вопрошаем спасателей: 
– Что случилось с третьей очередью? 
– Сильный ветер. 
– И что? 
– Уже на семи (!!!) опорах трос сошел с роликов.

      Мы с ужасом кидаем взгляд на третью очередь, состоящую, если не ошибаюсь, из десяти опор. На первый взгляд, все нормально, видимость отличная и, если бы действительно так было, не заметить сход троса на 7 из 10 опор мог бы только слепой. Но спасатели не унимаются: 
– И на второй сейчас то же самое будет, скоро отключим.

      Опять же вспоминается Чегет, с его куда более сильными ветрами и постоянно работающими допотопными канатками. Но мы понимаем, что спорить бесполезно, и буквально бросаемся вниз по склону, чтобы еще хоть раз успеть подняться по второй, пока они ее не отключили. Это удается с большим трудом. Поднимаемся, по ходу пристально осматриваем трос. С ним все в порядке!!! Возможно, мы чего-то не видели, не понимали, но ветер на самом деле был не такой уж и сильный. Что ж это за канатки такие, которые средненького ветра так боятся?! Мы были предпоследними, кто успел подняться по этой очереди, ее все-таки отключили.
      Уезжать, честно говоря, было не жалко. В аэропорту мы уже не удивлялись обычной казахской безалаберно
сти (я имею в виду не столько казахов как этнос, сколько людей, живущих в Казахстане, какой бы национальности они ни были). Длинные очереди из-за идиотской организации процесса, самодовольство неквалифицированного персонала, опоздание везде и во всем – время начала регистрации, взлет и т.д. Зато в самолете был русский экипаж, и даже поили бесплатно алкоголем, чего не было по пути туда.
      Еще несколько слов об «апре-ски» и питании. Из «апре-ски» – только боулинг, бильярд и настольный теннис. Говорят, есть две сауны, но мы не были. В принципе, можно в Алматы ездить (около 50 долл. за такси туда-назад), если очень хочется. Но это ладно, мы же кататься приехали. А вот от питания не откажешься. Оно не входит в стоимость проживания. Всего в Чимбулаке есть 3 общепитовских места: круглое кафе около нижней станции первой очереди (пожалуй, лучше всего по соотношению цена-качество), кафе «Ирбис» около горнолыжной школы (подороже, кухня чуть получше, интерьер поинтереснее) и кафе-бар при боулинге (качество хорошее, но очень бедный ассортимент. 

Из общих особенностей общепита можно отметить следующие: 
1. В наличии в лучшем случае есть одна треть от блюд, указанных в меню. 
2. Официант практически каждый (!!!) раз что-нибудь забывает, так что лучше всего просить его повторить заказ, сам он этого не сделает. 
3. Стоимость обслуживания (10%) везде входит в стоимость счета, так что чаевые не полагаются, да и нет никакого желания их давать.

Во всем Чимбулаке нет НИ ОДНОГО продуктового магазина! Но есть один спортивный, мы купили там подшлемник и маску. Уровень цен – примерно как в Москве.
Общие расходы наши на двоих, включая дорогу, составили в рублях 72 000 за неделю. Сравнивайте сами.

Итак, общее впечатление от курорта Чимбулак, оценю по десятибалльной системе, с точки зрения не очень требовательного человека, который ехал в первую очередь кататься: 
1. Склоны и трассы – 3. Со снегом было бы, конечно, побольше, но убрать летом камни им ничто, кроме лени, не мешает. 
2. Проживание – 4. 
3. Питание – 7. 
4. «Апре-ски» – 2, но мне это и не нужно. 
5. Транспортная доступность – 4 (такси, и есть еще какой-то автобус, но мы им не пользовались). 
6. Сервис в целом – 5, но некоторые случаи не тянут и на единицу.

      На вопрос, когда приедем в следующий раз, ответить хотелось: уж лучше вы к нам… Ясно, что в следующий раз будет Европа и только Европа!

Даты поездки: 
февраль 2007

Автор:
Роман 

Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>