Советы всем, кто едет в Токио

Советы всем, кто едет в Токио
      Этот путеводитель рассчитан на самостоятельного туриста, собирающегося провести в Токио 5—10 дней, максимально погрузиться в японскую реальность и потратить при этом не более 1000—1500 долларов на все про все (за исключением авиабилетов, сувениров/подарков домой и дорогих развлечений вроде ужина кайсеки, аренды кимоно для прогулок по Токио или массажа шиатсу). Большая часть информации в путеводителе основана на моем личном опыте двухлетнего проживания в Токио.
Большинство названий (станции метро, музеи, районы и т. д.) написаны латиницей в принятой японцами транслитерации. Можно было бы писать и кириллицей, но она вас вряд ли выручит, когда в Токио вы решите уточнить у кого-нибудь направление. В случае передачи японских слов кириллицей я следовал соображениям практичности и слова shogun, shinkansen, Shinto писал как «шёгун», «шинкасен», «шинто», а не «сёгун», «синкансен», «синто», как принято в официальной транслитерации.

      Объясню, почему так, а не иначе. Официальная транслитерация использует систему Поливанова, по которой японский звук «shi» (по звучанию ближе всего к слову «щи», если произносить «щи» быстро) будет обозначена, как «си». А японский звук «sho» (по звучанию ближе всего к звуку «щё» в слове «щёлк») по Поливанову передается, как «сё». Японисты в МГИМО и в ИСАА учат и практикуют японскую фонетику годами. Они-то понимают, что звуков «сё» или «си» в японском нет, что это всего лишь принятое специалистами и очень условное обозначение японских звуков кириллицей. Но когда неспециалисты видят русскую транслитерацию японских слов, они же читают и произносят эти слова на русский манер! Поэтому уж лучше русскому читателю, который не сидел за Поливановым годами, видеть, читать и произносить «ши», «шё», «джи», «джю» — грубо, но все же в разы «японистее». И, что самое главное, практичнее для человека, попавшего в Японию.
А теперь «лакмус-тест». Вы никогда не задумывались, почему в принятой самими японцами и распространенной по всему миру транслитерации японских звуков латиницей эти самые звуки записываются как «shi», «sho», «ji», «ju», а не «si», «sio», «dzi», «dziu»? Надеюсь, я вас убедил.

Как устроен Токио

      В Токио, если хорошо поискать и подготовиться к путешествию, можно испытать на себе все традиционные японские ценности, начиная с чайной церемонии, ужина под музыку, пения и танцев гейш и заканчивая посещением тренировок сумоистов в их казармах и уроком владения самурайским мечом. Но для того, чтобы планировать свое путешествие, нужно понять, как работает система, то есть как устроен Токио. С этого и начнем.

Представление о Токио для многих из тех, кто только собирается туда, складывается из следующих стереотипов:

1) самый населенный мегаполис Земли — более 35 млн человек;
2) крупнейший валовый продукт из мегаполисов — $1,48 трлн в 2008 г. (ВВП России — $1,26 трлн);
3) вторая в мире по величине (после Нью-Йорка) сплошная городская застройка — 7800 кв. км;
4) самый дорогой город планеты (по итогам 2009 года);
5) сотня с лишним пассажирских ж/д линий и почти 900 станций;
6) самое набитое метро в мире — 3,2 млрд пассажиров на 15 линиях и 280 станциях (статистика 2008 года);
7) отели, музеи, сады, театры, забегаловки и т. д. и т. п.

Ну вот, уже и ехать расхотелось. Какое уж тут увлекательное путешествие? Головная боль, да и только!

Здесь стоит перевести дыхание и сделать первый шаг в успешном освоении Токио — понять и охватить его умом, то есть избавиться от главного стереотипа «Токио слишком большой». Токио совсем не большой, а как административная единица вообще не существует. Серьезно! Город Токио не имеет единого административного центра управления, а представляет собой скопление 23 граничащих друг с другом муниципалитетов. Правительство Токио управляет делами всей префектуры, то есть этими самыми 23 муниципалитетами плюс остальными районами, входящими в префектуру. Это как если бы в Москве не было бы мэрии и мэра, а были бы только областная дума с правительством плюс органы власти 10 округов.
Площадь этих 23 городов, составляющих Токио, чуть больше 600 кв. км, то есть 2/3 от площади Москвы внутри кольца (и лишь 1/3 от площади Лондона). Но плотность застройки и плотность населения — 14 000 человек на кв. км (под 20 000 в рабочие дни) — создает впечатление бесконечного города. При этом в Токио практически не бывает московских пробок: с одной стороны, там отличные дороги и их невероятно много, а с другой, все ездят общественным транспортом.

Транспорт

      Если на осмотр Токио у вас всего 2—3 дня, можно либо полностью положиться на такси (при неограниченном количестве денег), либо заранее внимательно изучить схемы метро и железных дорог и эффективно распорядиться и временем, и деньгами. Поезд — первый вид транспорта, с которым сталкивается большинство приезжающих в Токио. Доехать до центра (станция «Токио») можно без пересадок за 60 минут на поезде «Нарита-Экспресс», заплатив 2940 иен. Еще один вариант — за 1 час 20 минут с одной пересадкой и всего за 1100 иен.
      Если вы поедете в Японию посмотреть не только Токио, то наверняка решите приобрести JR Pass. JR Pass — проездной билет на все дороги Japan Railways Group, который продают только за пределами Японии и только тем, кто не живет в Японии постоянно. К примеру, если у меня рабочая японская виза, то мне такого проездного не видать, а вот если туристическая — пожалуйста. Проездной бывает на 7, 14 и 21 день. Стоит 28300/45100/57700 иен соответственно. Более подробная информация о самом проездном тут — http://www.japanrailpass.net/eng/en001.html. Билеты на поезда (особенно скоростные) в Японии очень дорогие, поэтому для тех, кто хочет поездить по Японии, этот проездной — настоящий подарок.
Активировав JR Pass на станции в аэропорту, вы сможете ехать в город поездом «Нарита-Экспресс», ничего при этом не доплачивая. Уже в самом Токио вам будет выгоднее передвигаться линиями JR — Yamanote (кольцевая) и JR Chuo/Sobu (радиальная), а метро пользоваться только в том случае, если до нужного вам места нельзя добраться поездами JR.
      Если же JR Pass у вас нет или вы решите активировать его не в аэропорту, а позже, то воспользуйтесь поездом линии Keisei (лучше всего быстрым поездом категории Limited Express). Доезжаете до станции Keisei-Funabashi, переходите на станцию Funabashi линии JR Sobu и садитесь на поезд до Токио. Так вы сэкономите 1840 иен — это 6—10 поездок на метро или 3 порции отменной японской лапши «соба». Если едете до Shinjuku, то пересаживайтесь с линии Keisei на линию JR Yamanote на станции Nippori. А если вам в Ueno, то вообще пересадки не нужны: езжайте до конечной станции под названием Keisei-Ueno. Если едете до Shinjuku, заплатите 1190 иен, если до Ueno — 1000. В Токио существует порядка сотни ж/д линий, но большинство из них нужны, чтобы выбраться за пределы города. В самом Токио вам предстоит передвигаться либо двумя упомянутыми линиями JR (Yamanote и Chuo/Sobu), либо на метро.
Линия Yamanote чрезвычайно удобная. По ней вы дешево и без пересадок доберетесь до самых туристических мест города: станции Tokyo (императорский дворец и парк), Ueno (музеи, зоопарк), Akihabara (электроника всех мастей), Shinjuku (безграничный шопинг, деловой Токио, один из лучших парков), Shibuya и Harajuku (до умопомрачения молодежный Токио). Также при помощи Yamanote вы сможете добраться до станций суперскоростных поездов «шинкансен» (Shinagawa, Tokyo и Ueno), до пассажирского порта Токио Takeshiba (станция Hamamatsu-cho) и сделать пересадку по пути к международным аэропортам Narita (станция Tokyo) и Haneda (станция Shinagawa). Стоит проезд от 130 (одна остановка) до 190 иен (противоположная сторона кольца). Проезд от Shibuya до Ueno или от Shinjuku до Tokyo займет полчаса. Ну и еще один нюанс: между Tokyo и Shinjuku лучше ехать радиальной линией Chuo на поезде категории Rapid (Local делает больше остановок) — сэкономите 15 минут.

      Метро. В Токио 15 линий метро. Управляют ими 4 разные компании. Самая крупная — Tokyo Metro Co. Ltd (девять линий), затем идет Tokyo Municipal Authority (четыре линии) и по одной линии — у компаний, соединяющих город с искусственным островом Odaiba (одна управляет наземной линией, другая — подземной). Почему важно это знать? Потому что эти 4 системы независимы друг от друга и при пересадке между поездами разных систем приходится вновь проходить через турникеты. Чтобы сэкономить драгоценное время и деньги, лучше всего приобрести в автомате по продаже билетов не билет, а электронную карточку Pasmo. Она требует залога 500 иен (при возврате карточки с вас вычтут 210 иен за пользование, вернуть можно хоть через год) и предоплаты на проезд — минимум 1000 иен. Прелесть ее в том, что вы проходите через все турникеты (в том числе и на городских станциях JR), просто прикладывая карточку к сканеру, и система автоматически определяет, сколько денег нужно списать. Закончились деньги — пополните счет в Pasmo-автоматах на любой станции метро. Покидая страну, верните карточку в конце последней поездки на метро, и вам отдадут остаток на счету плюс депозит за вычетом 210 иен. Если вы решили обойтись без карточки Pasmo, то будьте готовы к тому, ч
тобы терять время на приобретение билетов при каждой поездке, на выискивание правильного тарифа (с расстоянием тарифы увеличиваются), на доплату при выходе, если ошиблись в тарифе. При этом если вы ошиблись и переплатили, то никто вам деньги, увы, не вернет. Поезда метро и железных дорог ходят раз в 5—8 минут (за исключением часов пик), поэтому за день можно потерять до часа времени, упустив 3—4 раза поезд из-за мороки с одноразовыми билетами, доплатами за пересадку и за ошибочный тариф.

      Еще пара важных моментов: переходы, указанные на карте метро, могут быть очень короткими — буквально через платформу (как на «Китай-городе» в Москве), а могут растянуться и на 900 с лишним метров. Есть очень удобный англоязычный сайт http://www.hyperdia.com, который вплоть до минут распишет, как добраться от точки А до точки Б по всей Японии, в том числе и внутри Токио. Он даже подскажет, сколько времени занимает переход между станциями метро разных линий! Главное при его использовании — точно указывать название станции, иначе можете получить расчет пути не из А в Б, а из А в Ъ. Если вы все же решите пользоваться картонными билетами, то не забывайте забирать их из турникета, когда входите на станцию или переходите между станциями разных систем метро.

      Забудете — и на выходе вам придется объясняться с дяденькой в фуражке. Он, правда, поверит, простит и выпустит на волю без повторной оплаты тарифа: вы же «гайджин»!). Но вот обманывать, т. е. входить по минимальному тарифу, ехать на другой конец города и на выходе пудрить мозги служителям станции не стоит. Почему? Потому что совесть ваша собственная замучает. Она в Японии незаметно для вас просыпается от летаргического сна. Проверено на десятках наших соотечественников. Кроме Pasmo, выпускаемых совместно компаниями метро, есть еще карта Suica, выпускающаяся железнодорожной компанией JR. Она работает точно так же, как и Pasmo, но купить ее можно в автоматах на станциях JR, а не в метро. Автоматы Pasmo и Suica позволяют пополнять счет на карточках обеих систем. Единственная разница между Pasmo и Suica в том, что Suica можно купить прямо в аэропорту (метро там нет) и вместе с карточкой получить небольшую скидку на поезд «Нарита-Экспресс».
Последняя важная деталь: дети от 6 до 11 лет (включительно) едут за половину стоимости взрослого билета.

      Покупая Pasmo для своего ребенка, попросите служащего станции помочь вам в приобретении специальной детской карточки (а то ошибетесь и купите обычную). Дети младше 6 лет едут бесплатно. Правда, если с одним взрослым следует 3 и более малышей от года до 5 лет, то начиная с третьего нужно оплачивать их проезд по детскому тарифу.

      Автобус. В Токио множество автобусных маршрутов с четким расписанием и сеткой тарифов, схожей с метро. Но, честно говоря, я не представляю, зачем вам может понадобиться автобус в самом Токио, если везде можно доехать быстрее и дешевле поездом. Автобусы чрезвычайно выгодны при поездках на дальние расстояния, особенно ночные (так вы экономите 70—80% по сравнению с вариантом «шинкансен + ночь в отеле»), но речь ведь сейчас о Токио.

      Мой личный опыт показывает, что автобусом стоит пользоваться по пути в/из аэропорта Haneda или Narita. Такой автобус называется Airport Limousine Bus и ходит между каждым из аэропортов и десятками отелей в центре и в наиболее оживленных районах города. Вот здесь можно проверить, есть ли из Narita автобус до вашего отеля или до отеля по соседству — http://www.limousinebus.co.jp/en/bus_services/narita/index. А здесь то же самое, но из Haneda — http://www.limousinebus.co.jp/en/bus_services/haneda/index. Стоит такая поездка около 3000 иен из/в Narita и около 1200 иен из/в Haneda. За детей от 6 до 12 лет вы платите вполовину меньше, а детей младше 6 лет берете на колени и везете бесплатно.

Главное удобство Airport Limousine Bus вот в чем:

      Вы вышли из таможенной зоны и сразу оказались у стойки Airport Limousine Bus, там же Сели на сам автобус (а до ж/д станции еще топать метров 300); еще через 1,5 часа вы без пересадок и турникетов оказались у дверей своего отеля или совсем недалеко (а «Нарита-Экспресс» довезет только до ст. Tokyo или Shinjuku, а дальше — пересадка, такси или пешком).

      Аренда авто. Левостороннее движение, мозаика улиц круче московской, дорогущие парковки… В общем, если вы будете ездить только внутри города, аренда автомобиля окажется напрасной тратой драгоценного времени и даже денег: одному-двум-трем дешевле и быстрее ездить поездом/метро.

Рубрики: Туризм статьи  Теги: ,
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>