Фотопутешествия с Андреем Гудковым

Фотопутешествия с Андреем Гудковым      Гудков Андрей, фотограф-анималист. Фотографировать начал 15 лет назад, будучи студентом-биологом. Это были в основном фотоотчеты о прошедших экспедициях и специальная научная фотография. Непосредственно анималистикой увлекся три года назад. Большое влияние на выбор жанра оказала фотовыставка «Глаза в глаза» фотографа Франца Лантинга и личная встреча со всемирно известным английским фотографом-анималистом Стивом Блумом.
      Многие из нас воспитывались на телевизионных программах Ю.А. Сенкевича, Н.Н. Дроздова, Дэвида Этенборо и тех редких фильмах ВВС о природе, которые показывало (тогда еще советское) телевидение. Потом появились первые журналы National Geographic. Снимки завораживали, притягивали, но простому человеку попасть в экзотические страны было практически невозможно. А про покупку профессиональной фототехники можно было и не думать.

Почему Африка?

Фотопутешествия с Андреем Гудковым      Мир огромен и многообразен. Но, к сожалению, он очень уязвим хозяйственной деятельностью человека. Поэтому хочется успеть зафиксировать на пленку то, что еще осталось нетронутым, что еще не пострадало от вмешательства «цивилизованного человека». Африка, как никакое другое место в мире, еще сохранила свою неприкосновенность. 
      Искушенные путешественники и ценители Африки обязательно должны побывать в Замбии. Водопад Виктория, великая Замбези, водохранилище Кариба (место экстремальной рыбалки, где воды просто кишат крокодилами), лес окаменелостей Чирунду с многочисленными отпечатками 150-миллионолетних деревьев и предметами каменного века. Но настоящей жемчужиной Замбии по праву считают ее национальные парки. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить самый богатый заповедник – Южную Луангву. Это прекрасный уголок дикой природы с превосходными видами, богатым растительным и животным миром. Национальный парк Южная Луангва расположен в долине реки Луангва. Образовавшиеся в результате разлива реки Луангва озера притягивают многочисленных животных на водопой – истомленные жаждой, они приходят сюда целыми стадами. Только здесь можно увидеть уникальные виды антилоп – чернопятую антилопу импалу (спасаясь от погони, она способна делать невероятно огромные скачки) и водяного козла пуку. А также десятки других видов копытных, таких как обычный водяной козел, лесная антилопа бушбок, антилопа канна, винторогая антилопа куду, малая антилопа грисбок, южноафриканская пятнистая ориби, тростниковый болотный козел, коровья антилопа бубал. 
      Реку заселяет самая большая в стране популяция нильских крокодилов, а еще заповедник славится «долиной гиппопотамов». Фыркая и хлюпая в мутных водах реки, гиганты появляются в самый неожиданный момент, высовывая из воды носы и уши, и так же проворно прячутся, стоит только навести на них объектив фотоаппарата или камеры. Вдоль берегов Замбези обитают очень редкие черные носороги.
В саваннах среди акаций и баобабов без присмотра разгуливают многочисленные стада крупных африканских слонов, пасутся буйволы и антилопы, а хищники семейства кошачьих лениво спят на деревьях, свесив лапы вниз. 

Как надо снимать

Фотопутешествия с Андреем Гудковым     Серьезная съемка дикой природы связана с большими затратами времени и средств. От идеи до фотографии путь длительный. Для начала надо разработать маршрут. Далее начинается длительная переписка с властями. Нужно добиться разрешения на съемку.
      По приезду в страну вас должны встречать люди, которые будут помогать во время путешествия: проводники, носильщики, охранники. Все это необходимо – да-да, и охрана тоже. Ведь в Африке вас могут банально съесть. Без проводников во многих национальных парках вообще невозможно покинуть лагерь, но дело не только в этом. Хороший проводник – это половина успеха. Многие считают, что стоит зайти в джунгли, а там на каждом дереве сидят дикие звери. На самом же деле на поиски того или иного животного приходится тратить несколько дней. Да, в джунглях действительно много живности, но звери у себя дома – они прекрасно видят фотографа, а он их – нет.
      Поэтому заранее надо найти хороших проводников, которые
знают, как и где увидеть то или иное животное, как себя с ним вести. Многие проводники знают английский язык, поэтому проблем с общением не возникает. Нередко проводники становятся твоими друзьями, и, впоследствии возвращаясь в парк, ты знаешь, к кому обратиться, а проводник знает, чего от него хотят. Чтобы найти объект, выследить и не потревожить его, надо самому обладать изрядной физической выносливостью, сноровкой и… везением.
      Ни одно животное не любит, чтобы кто-то нарушал его покой, поэтому при съемке нужно вести себя очень тихо. Ведь реакция может быть непредсказуемой – от агрессии до паники. Фотограф ни в коем случае не должен грубо вмешиваться в обычную жизнь животных. Кадры любой ценой неприемлемы. Фотограф должен быть максимально незаметным: одежда неяркая, желательно темная или цвета хаки. Алкоголь и сигареты исключены, поскольку у животных острое обоняние.
      Лучшее время для съемок – утро. Животные просыпаются и первым делом стараются найти себе пищу, поэтому именно утром они и проявляют наибольшую активность; это всегда очень сюжетно. После еды многие из них вновь ложатся спать – в каких-то случаях это интересно, в каких-то нет. Для каждой отдельной съемки существует своя собственная стратегия и тактика. Но терпением нужно запасаться всегда. Это главное. Нельзя снимать животных наскоком – съемка всегда должна быть продуманной, подготовленной и выверенной. Хотя его величество случай нельзя сбрасывать со счетов и к нему надо быть готовым постоянно.

Что искать

      Сказать, что одно животное уродливо, а другое красиво, нельзя. Вопрос заключается в том, найдет ли фотограф в том или ином объекте изюминку. Ведь важно не просто снять животное, важно запечатлеть его характер и настроение. Это нужно сделать так, чтобы зритель смог провести аналогию с человеческими эмоциями и элементами поведения. Тогда эту фотографию можно считать интересной и удавшейся. Конечно, у всех есть свои особенности. Например, с носорогами шутки плохи. Разъяренный носорог способен перевернуть небольшой автобус. Убегать от него бесполезно: догонит.
      Бегемоты, как ни странно, тоже являются одними из самых опасных животных Африки. Не от крокодилов, не ото Львов, а именно от бегемотов гибнет больше всего людей на сафари. Их медлительность обманчива; особенно они опасны в период брачных игр.
      Жирафы флегматичны и интеллигентны: они даже отношения выясняют между собой по «мягкому» сценарию, стараясь не навредить друг другу. Гепарды стремительны; львы величественны, но никогда не знаешь, что у них на уме. Слоны – это отдельная тема. Огромные и непредсказуемые исполины. Это только кажется, что они такие неспешные, а на самом деле лучше не устраивать с ними соревнования на скорость: слоны легко догоняют автобус. 

Фото Андрея Гудкова

 

Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>