В краю березового ситца

В краю березового ситца      Рязанская губерния возвращается на главный туристический маршрут России. Так случилось, что Рязанская земля долгое время оставалась за границами официально отлитого еще при советской власти Золотого кольца. Оно и понятно: в мещерских лесах да болотах было спрятано слишком много военных тайн: объекты ПВО, стратегические ракетные части, всевозможные радары… Любопытных иностранцев сюда не пускали, а познания москвичей о возможностях отдыха в Рязанской области, как правило, ограничивались рыбалкой на озерах Мещеры да экскурсиями на родину Сергея Есенина – в село Константиново. В 90-х Рязань вроде бы «открылась», но туристов сюда все равно не звали по той простой причине, что принимать их было особо негде.

      Инфраструктуру – приличные гостиницы, рестораны, автобусные парки – пришлось создавать практически с нуля; монастыри, храмы, памятники истории реставрировать, а то и вовсе поднимать из руин. А еще ведь нужно было собрать легенды и мифы, создать фирменные туристические бренды, вооружить этим культурно-историческим арсеналом сотни экскурсоводов, подготовить фольклорные коллективы, разработать туристские маршруты. И вот, наконец, отрадная новость: в декабре прошлого года Рязанская область официально включена в федеральный туристский маршрут «Большое Золотое кольцо России»! Корреспонденты «Отдыха в России» отправились в автомобильный тур по вновь открытым достопримечательностям Рязании (именно так, а не вульгарным словом «Рязанщина» предпочитают именовать свою землю жители области) и нашли этот тур весьма комфортным и познавательным. 

      В Спас-Клепиках находится единственный в России, можно сказать, музей церковно-приходской школы. Школе повезло остаться в первозданном виде лишь потому, что именно здесь в начале прошлого века учился Сергей Есенин, – сегодня это филиал константиновского музея-заповедника. Конечно, у крыльца стоит бюст великого русского поэта, над которым склонилась неизменная белая береза, а через всю экспозицию красной нитью проходит тема детства и отрочество Есенина. Но тем, кто не особо интересуется поэзией, будут интересны сами интерьеры и многочисленные артефакты церковно-приходской школы, которые собраны тут с музейной тщательностью. 
В краю березового ситца
      Касимов – славный купеческий город, словно вскарабкавшийся по крутому берегу Оки, с отлично сохранившейся застройкой центральных улиц, где преобладает русский классицизм с неожиданными элементами ампира. Особой архитектурной стилистикой отличаются Татарская слобода, сердце которой – старая мечеть с минаретом XV века, откуда открывается панорама всего города, и расположенный неподалеку мавзолей Шаха Али-хана (XVI век). Из сюрпризов – необыкновенный частный Музей самоваров, равных которому нет даже в Туле. 

      Кадом – столица кружев и солений. На протяжении вот уже двух веков местные кружевницы плетут так называемый «кадомский вениз» (от английского Venice – Венеция). По легенде, основать тут собственное кружевное производство повелел царь Петр I, которому надоело тратить казенные деньги на закупку воротников и манжет «за бугром». А между современной кружевной артелью и другой достопримечательностью Кадома – Свято-Милостиво-Богородицким женским монастырем, куда съезжаются тысячи паломников со всего света, – стоят бабульки с неизменными соленьями: грибочки, огурчики, квашеная капуста. А еще ягоды да травы лесные, в целебной силе которых сомневаться не приходится, потому что, кажется, именно здесь, в кадомских лесах, гоняли соловьев-разбойников былин- ные богатыри. 

      В селе Кочемирово главное искушение – местный самогон. Но чтобы знакомство с этой достопримечательностью не превратилось в банальную пьянку, местный фольклорный коллектив придумал специальную программу – реконструкцию деревенской свадьбы, в которой туристам отводятся самые главные роли: жениха, невесты и уважаемых гостей. Свадебный стол щедро приправлен танцами и частушками, слушать которые детям не рекомендуется. Зато взрослые с удивлением для себя обнаружат, что журнал Playboy и передача Анфисы Чеховой в сравнении с кочемировскими частушками – натуральное пуританство. А для детей тут есть настоящая «Русская изба» – частный музей с русской печкой и
полатями, на которые хозяева охотно пускают юных посетителей. 
В краю березового ситца
      Схожее фолк-шоу разыгрывают перед туристами жители невероятно красивого села Желанное – вот куда надо везти иностранцев, желающих увидеть «настоящую русскую глубинку». Здесь программа носит название «Желанновские посиделки», что, впрочем, сути не меняет: самогон, хороводы и те же частушки. А в местном краеведческом музее живет верблюд. Обычный русский верблюд. 

      На выезде из города Сасово в сторону Шацка туристов ждет сюрприз: придорожное кафе латиноамериканской кухни, перед входом в которое гостей встречает сидящий на земле каменный Эрнест Хемингуэй. Этот памятник «старику Хэму» в русской глубинке соорудили курсанты-кубинцы из расположенного неподалеку летного училища. 

      Архитектурная изюминка казачьего города Шацка – местный ликеро-водочный завод, построенный в 1889–1901 гг. как Шацкий казенный винный склад. Любителям донской кухни стоит посетить недавно открытое кафе «Казачий круг» – очень даже аутентичное заведение. А неподалеку от Шацка расположен изумительной красоты Старо-Чернеевский Никольский монастырь.

Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>