Вы когда-нибудь слышали фразы типа: «по мягкому снегу кататься опасно, вот мы его утрамбуем, он затвердеет – тогда и катайтесь»? Вы видели, как ратраки сдирают полуметровый слой свежего снега до самой земли? Вы верите, что можно провести две недели на Кавказе и ни разу не поесть шашлыка? Если нет – то вам непременно надо съездить в Цахкадзор.
Однако, обо всём по порядку. Удручённые бесснежной зимой в Европе, поводив пальцами по карте и мышом по инету, мы остановили свой выбор на Цахкадзоре. Если кто не в курсе – это маленький городок в Армении, где ещё в советские времена была построена небольшая тренировочная база для сборной СССР. По данным метеосайтов, снег там в этом году уже был, и ожидался ещё. Привлекали также финансовая доступность и безвизовый режим.
О билетах
Единственным прямым видом транспорта между Россией и Арменией является, как известно из учебника географии, аэроплан. Поначалу был расчёт взять дешёвые билеты на традиционной распродаже у российского национального перевозчика.
Иногда нам это удавалось, но на этот раз созвездия расположились, видимо, не в нашу пользу – сказать конкретнее, распродажа носила не слишком масштабный характер. Утром в первый же день, через полчаса после начала распродажи, билетов на Ереван не было в помине ни на какие сроки плюс-минус неделя от желаемой даты. Если там и было выставлено несколько штук, то кто-то, очевидно, оказался проворнее нас. Но поскольку других вариантов не просматривалось, а кататься все-таки надо обязательно (иначе организм принимает форму стула, и разогнуть его по силам уже только дюжим санитарам в морге), пришлось брать билеты за полную стоимость, что немедленно перевело все мероприятие в качественно иную ценовую категорию.
Сразу же добавлю о пути обратном. Перед вылетом необходимо заплатить в аэропорту госпошлину «за воздух» – 10000 драм. (Можно и в другой валюте, но по очень причудливым курсам.) Деньги эти, как подробно разъясняется в вывешенных официальных документах, идут не каким-нибудь бандитам с большой дороги, крышующим аэропорт (как можно было бы подумать), а непосредственно в государственную казну Республики Армения. Платится всё в обменнике. Курсы обмена в аэропорту исключительно грабительские, такого мне не приходилось видеть ни в России в минуты дефолта, ни в какой-либо другой стране мира – разница между курсами покупки и продажи может составлять более 50%.
О снеге, которого нет
Как показывали метеосайты, снег шёл на неделе перед нашим приездом во вторник и в среду. В среду же эти данные подтвердил Андрей, директор компании SNB Tours – самого известного российского туроператора по Цахкадзору. По его словам, снег был на предыдущей неделе, идет сейчас, канатки стоят, ратраки работают без передышки – всё сходится! Эх, знать бы нам тогда, насколько точно это всё сходится с действительностью…
Однако в первый же день на горе нас ждала не слишком радостная картина. Снег на верхних трассах сдут напрочь – увы… но кому сейчас легко? Из двух нижних, расположенных ниже границы леса, кое-как проходима только 4-я (боковая), на 1-ой же снега почти не осталось. Ладно, катаемся по тому, что есть. Убеждаемся, что слова г-на директора были не слишком далеки от действительности – местами по краям трассы ещё остались пятачки свежего снега, толщиной сантиметров пять… и это всё? В середине дня 4-я канатка закрывается – ветер, а с 1-й ехать некуда. Ладно, на первый день хватит. Удовлетворив первичную катательную потребность, тащимся домой.
На следующее утро нас ждёт открытая 1-я трасса и закрытая 4-я – за день её довели до ещё худшего состояния. Что делать, год такой. Эту несчастную 1-ю трассу мы уродовали дальше всю неделю – 4-ю каждый день обещали открыть «завтра», и благодаря этой незамысловатой хитрости сберегли до выходных.
Черт побери, я никогда не знал, что доска способна так здорово ехать и по траве, и по земле, и по камням! Хватило б только йода на мой многострадальный орган умственного труда (из 4-х букв, 2-я – «о»)…
О жилье
Вторая из трёх вещёй, жизненно необходимых горнолыжнику – поспать. Вообще мы предпочитаем снимать аппартаменты.