МАЛАККСКИЙ ПРОЛИВ: Меж двух океанов

МАЛАККСКИЙ ПРОЛИВ: Меж двух океанов

ДЕЛОВОЙ ПРОЛИВ
Интенсивность судоходства по Малаккскому проливу столь велика, что опасность для корабля попасть в пробку здесь столь же вероятна, как для автомобиля на оживленном шоссе.

Малаккский пролив протянулся между индонезийским островом Суматра, а также малайским и таиландским участками Малайского полуострова. Он соединяет Андаманское море Индийского океана и Южно-Китайское море Тихого океана. Южный вход в пролив —порт Сингапур.
Пролив не отличается значительной глубиной, особенно в южной части. Глубина увеличивается в северном направлении и достигает максимума в месте соединения Малаккского пролива с Андаманским морем.

На юге и юго-востоке много мелких островов и рифов, а также отмелей и мелей, образованных песчаными наносами рек острова Суматра. Все они осложняют судоходство по проливу. Способствует навигации лишь слабое, преимущественно северо-западное течение.

Пролив занимает часть мелководного Сундского шельфа и образовался в результате поднятия уровня воды после начала таяния ледников. В отличие от соседних территорий, Малаккский пролив не подвергся влиянию тектонической деятельности.

За долгие годы на его берегах образовались гигантские заболоченные участки и длинные полосы мангровых зарослей, особенно на восточном побережье Суматры.

Местный климат жаркий и влажный; он носит муссонный характер, так как пролив находится рядом с экватором. В пролив впадает много рек, что объясняет пониженную соленость вод пролива.

Свое название он получил, вероятно, от Малаккского султаната, власть которого распространялась на всю эту территорию. Под властью султаната он находился с 1414 по 1511 гг Существует также предположение, что пролив мог быть назван по имени порта Мелака (ныне —малазийский город Малакка), являвшегося важнейшим морским портом в проливе в течение XVI —XVII вв.

Европейцы открыли для себя Малаккский пролив только в XVI в. и были весьма удивлены тому, что на его берегах находились крупные портовые города, не уступавшие европейским ни в деловой активности, ни в количестве верфей и судов, заходивших в гавани.
Португальцы установили контроль над проливом в 1511 г и удерживали его вплоть до второй половины XVI в., пресекая все попытки султана Малакки восстановить свою власть.

В XVI —XVII вв. здесь утвердились голландцы, с которыми конкурировали англичане. Так как силы сторон были немногочисленны и примерно равны, а местное население не жаловало ни тех, ни других, на протяжении нескольких столетий в проливе не было крупных конфликтов. Это относительное спокойствие было нарушено в эпоху наполеоновских войн конца XVIII —начала XIX вв., когда Голландия была оккупирована французами. Англичане тут же воспользовались ситуацией, и порты пролива стали британским владением, в том числе —Сингапур. Даже после окончания французской оккупации Голландия не сумела вернуть утраченные позиции в проливе. В 1824 г уже весь Малаккский султанат стал британской колонией и оставался под властью Англии до 1957 года не считая трех лет японской оккупации во время Второй мировой войны. Европейская колонизация привела к увеличению навигации в проливе, и сегодня это основной путь, по которому осуществляется морская транспортировка грузов между странами Европы, Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Америки.

ПРОБЛЕМЫ В РАЮ
Интенсивная эксплуатация Малаккского пролива уже привела к большим проблемам, которые заключаются в двух словах: экология и пираты.
Как главное связующее звено между Индийским океаном и Южно-Китайским морем, Малаккский пролив является кратчайшим —и старейшим —морским путем между Индией и Китаем. По этой причине он всегда был одним из самых загруженных проливов мира, постоянно наполненным множеством судов. В ранние периоды истории Малаккский пролив стал главным путем миграции азиатского населения.

Еще большую значимость ему придает тот факт, что на южном входе стоит Сингапур —важнейший во многих отношениях порт.
Это единственный в мире большой пролив, где происходит особо активное наслоение речного ила. Тем не менее на интенсивности судоходства этот факт никак не отражается.

В течение года через пролив проходит около 50 тыс. судов, которые обслуживают 20-25% всего морского товарооборота. В отдельные дни через пролив проходит до 900 грузовых и пассажирских судов. Через Малаккский пролив осуществляется 25% морских перевозок нефтепродуктов: около 11 млн баррелей в день. При постоянно возрастающих потребностях в нефти Китая, Южной Кореи и Японии эта цифра увеличивается.
Значение Малаккского пролива еще больше возросло после того, как в конце XX-начале XXI вв. в акватории самого пролива, у восточного побережья Суматры, были обнаружены нефтяные поля и началась их интенсивная разработка.

Пролив оказался удобен еще и тем, что его ширины как раз хватает для того, чтобы по нему проходили гигантские нефтяные супертанкеры, доставляющие нефть из стран Персидского залива в Японию и другие государства Восточной Азии.

Особенность Малаккского пролива в том, что его многочисленные коралловые рифы представляют один из самых богатых флорой и фауной районов Мирового океана. На рифах и вокруг них обитают 36 видов каменистых кораллов основных строителей коралловых рифов, образовавших обширные колонии.
Интенсивная навигация в проливе оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В некоторых местах пролив довольно узок и похож на бутылочное горлышко. Здесь крайне высока вероятность катастрофы танкера и губительного для природы и человека разлива нефти. Такие, как случай с датским танкером «Маерск Навигатор», затонувшим в 1993 г Последствия этой катастрофы не ликвидированы полностью до наших дней.

Крайне затрудняет судоходство в проливе ежегодное задымление в результате лесных пожаров на острове Суматра. Видимость снижается до 200 м, что приводит к замедлению движения судов и столкновениям, а также способствует деятельности пиратов. На Малаккский пролив приходится до 30% всех пиратских нападений в Мировом океане. Для борьбы с пиратами власти Малайзии, Индонезии и Сингапура были вынуждены организовать постоянное патрулирование всей акватории пролива вооруженными силами этих стран.

Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>