Как и другие мировые религии, вряд ли ислам можно назвать однородным. Даже в нем, казалось бы монолитном и твердом, существуют свои отдельные течения, которые появились через некоторое время после основания религии. Сегодня основное деление мусульман происходит по двум направлениям – сунниты и шииты. Итак, кто же они?
Сунниты доминируют в исламе, их больше, а название их произошло от слова «сунна» — так называется свод правил, фундаментом которого стала жизнь пророка Мухаммеда. «Сунна» — своеобразное толкование священной книги Коран и ее дополнение. Поэтому традиционные мусульмане считают «Сунну» не только содержанием жизни пророка, но и своей собственной. Несмотря на традиционность этого направления, на такие элементы внимание обращали мусульмане сунниты одежда, размер бороды, детали быта.
В свою очередь, шииты – течение ислама более драматичное. Оно не нормируется практически ничем, и даже толкование предписаний пророка среди них возможно. Шииты – вторая по численности ветвь ислама, а их название переводится как «партия Али». Сам же Али был родственником Мухаммеда, халифом. Шииты и до сих пор считают, что высшая светская и духовная власть должна передаваться лишь потомкам Мухаммеда. Отличной иллюстрацией к устройству государства по шиитскому образцу может стать Иран, где в конце прошлого века произошла революция, в результате которой высшая власть была сосредоточена в руках аяттолы Хомейни. Он стал и светским, и духовным руководителем Ирана, и подобная система с небольшими изменениями сохраняется здесь до сих пор.
И в этом кроется основное отличие суннитов от шиитов. Именно вторые начали борьбу за то, чтобы вся власть в халифате была сосредоточена в руках потомков Али – имамов. Причем имамы не могли быть избраны в силу божественного характера власти. Шииты считают, что имам – посредник между Аллахом и человеческим миром. Сунниты же подобного понимания не придерживаются, поскольку считают, что возможно и прямое поклонение Аллаху, для которого посредники просто лишние. По их мнению, имам – такой же человек, а авторитет его должен основываться на доверии паствы, знании ислама, Корана и «Сунны».
Шииты придают роли Али и имамов столько большое значение, что сунниты справедливо обвиняют их в том, что место пророка Мухаммеда в исламе специально умаляется. По мнению суннитов, шииты внесли в религию свои новшества, и именно на этом зиждется их основное противопоставление себя второму по величине течению в исламе.