Махаяна и хинаяна, как две стороны буддизма

Махаяна и хинаяна, как две стороны буддизма

Практически с самого своего основания буддизм не был единой религией. Даже согласно религиозному преданию в период после паринирваны Будда разделился на несколько различных направлений. Впоследствии в буддизме появилось около двадцати школ, которые причисляли себя к одной из двух больших групп: махасангхики и стхавиравадины. Эти группы дали начало таким современным направлениям буддизма, как махаяна и хинаяна.

Хинаяне или тхераваде взяли свое начало от стхавиравадинов, а махаяне – от махасангхиков. Слово «хинаяна» в дословном переводе звучит как «малая колесница», что означает ущербный или более низкий путь, в свою очередь слово «махаяна» означает «большую колесницу» и считается Великим Путем. Не трудно догадаться, что «хинаяна» не является самоназванием. Приверженцы этого пути называют его никак иначе, как «тхеравада», а «хинаяной» его прозвали махаянисты, считавшие, что лишь они следуют Великим Путем самого совершенного учения Будды. Именно по этой причине многие современные буддологи стараются не употреблять уничижительное в отношении сторонников тхеравады слово «хинаяна». Однако в народном понимании, этот термин закрепился довольно прочно, поэтому будем использовать его, но, не забывая при этом, о вышесказанном.

Итак, рассмотрим, в чем же основные различия между этими двумя буддийскими направлениями. Для этого стоит проанализировать базовые аспекты обоих течений, коими являются представления об идеальной личности, цели жизненного пути, а также о природе учения самого Будды.

Хинаяны считают своей идеальной личностью архата. Это монах, который самостоятельно достиг нирваны – главной цели Благородного Восьмеричного Пути и навсегда покинул этот мир. Что касается Будды, то хинаяне считают, что до «пробуждения» он был обычным человеком, наделенным добродетелью и святостью, которые обрел благодаря своему совершенствованию в течение многих сотен прошлых жизней. И только после своего «пробуждения» Сиддхартха Гаутама перестал быть человеком и стал Буддой или просветленным и свободным существом. При этом он не считался Богом или каким-либо сверхъестественным существом. Следующие по пути хинаяны буддисты считают, что достичь нирваны и стать архатом можно лишь став монахом и соблюдая все обеты Винаи. Таким образом, можно сделать вывод, что хинаяна является монашеской формой буддизма так как, следуя этой традиции, только монах мог считаться исинным буддистом.

Подход же махаяны к Пути и Будде был совсем иной. Идеальной личностью приверженцы Великого Пути считали не идущего к нирване архата, а бодхисаттву, стремящегося к достижению состояния Будды на благо всего живого. Главной целью буддийского пути становится уже не нирвана (пробуждение), а бодхи (просветление). Кроме того, здесь Будда позиционируется уже не как человек, а является метафизической реальностью, которая является людям в образе человека и Учителя. С самого начала махаянские сутры говорят о том, что нирвана, к которой так стремятся хинаянисты, не является истиной и высшей. По их мнению, приверженцы «малой колесницы» могут достичь нирваны и избавится от круга перерождений, однако высшая истина так и останется для них недоступной, ввиду их нахождения под властью неправильных знаний. Путь же Махаяны ведет к всеобщему и совершенному пробуждению или к состоянию Будды.

Таким образом, буддизм – это очень многогранная религия, предлагающая различные пути к Богу. Какой из них более правильный – вопрос сложный. Скорее всего, каждый человек вправе выбрать подходящее именно ему направление, главное подойти к этому с открытой душой и искренней верой.

Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>