Судьба Рериха – Восток…

Судьба Рериха – Восток…

Нельзя сказать, что Рерих увлекся Востоком и восточной культурой в целом на пустом месте. В этом плане его шаг нельзя назвать оригинальным, ведь в его время восточный дух постоянно витал над Россией. На границе 19 и 20 веков империя буквально по уши ушла в увлечение Индией и восточной культурой. Известно, что сам император Николай Второй посещал Индию, откуда привез множество буддийский предметов, из которых впоследствии была даже организована выставка. Тогда-то 19-летний Рерих и понял, что ему перехватывает дыхание от одного только взгляда на статуэтки, ступы, четки…

Кроме того, в начале 20 века уже были доступны труды по индийской философии, к которым у Рериха был доступ и которые захватывали его своим учением. Особенно привлекательным для Николая Рериха был Тибет и тибетские мудрецы. Именно тогда его внимание увлекли книги об истории и культуре Тибета авторства Ухтомского, Пржевальского, Потанина. И совершенно неслучайно, что в 1914 году в Петербурге появился буддийский храм. Дошло даже до того, что Николай стал членом комитета содействия строительству. Все чаще и чаще Восток становится мотивом творчества Рериха. Естественно, будучи великим мыслителем, Рерих не мог не задумывать об общих культурных корнях России и Азии. Из его писем следует, что ему постоянно виделась некая связь, общность между двумя частями огромного континента: в религии, складе души, искусстве. По словам Николая Рериха, в русской культуре четко прослеживаются два влияния – западное и византийское, однако третьему – азиатскому – не придается столь важного значения.

Еще одной сферой интереса Рериха и его супруги, кроме восточной философии, был, собственно, оккультизм. В начале 20 столетия в Россию прибыл знаменитый маг и герметик доктор Папюс, который открыл в Петербурге ложу «Креста и звезды». Известно, что к ней принадлежал сам император Николай и его семья, а также многие другие высокопоставленные лица. Самым популярным «аттракционом» в ложе были спиритические сеансы, которые нередко проводились именно в рериховской квартире на Галерной. На одном из таких сеансов присутствовал знаменитый психиатр Бехтерев, который раньше всех выявил способности медиума у Елены Рерих. И все же супружеская чета видела в этом не только способ провести время, но действительно серьезное духовное явление, с которым необходимо в точности разбираться. И в 1909 году мысли Рерихов подтвердились: впервые Елена имела видение, в котором она созерцала Учителя – человека с необычно красивым и сияющим лицом.

Подобно многим другим ученым – Бруно, Ньютону и Эйнштейну – Николай Рерих, видимо, понимает, что его научная и исследовательская деятельность ведется ради высшего служения.

Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>