Черногорский рынок тоже значительно просел по ценам, объективно говоря, как раз в этой стране соотношение «цена – качество» всегда оставляло желать лучшего, а достойные объекты недвижимости и сегодня можно пересчитать по пальцам. До кризиса стоимость квадратного метра жилья в пешей доступности от моря начиналась от 3–3,5 тыс. евро, сегодня продавцы предлагают те же объекты по ценам с 20–25-процентной скидкой.
Если подходить к приобретению курортной недвижимости с инвестиционной точки зрения, то рынки Греции, Испании, Болгарии и Черногории, пожалуй, на данном этапе рассматривать не стоит. Хотя отдельно возможно выделить хорошие объекты, например находящиеся в залоге у банка и продающиеся поэтому по значительно сниженным ценам, а также уникальные проекты с большим потенциалом, как, скажем, «Порто Монтенегро» в Черногории. В целом доходность курортной недвижимости складывается из двух составляющих: дохода от сдачи в аренду и роста стоимости объекта недвижимости, позволяющего получить прибыль при продаже. Доход от сдачи в аренду напрямую зависит от продолжительности сезона и от спроса на курортное жилье, а также от уровня профессионализма управляющей компании. В любом случае доходность от сдачи в аренду курортной недвижимости редко когда превышает 4–5%. В случае с объектами, где предусматривается гарантированная аренда, доходность может достигать 6%. Наибольший рост показывают объекты, находящиеся в зонах, где невозможно значительное новое строительство, например таких, как Лазурный Берег Франции, лигурийское и тосканское побережье Италии, а также объекты под управлением крупных гостиничных сетей.
Как бы то ни было, лето – это всегда горячее время, как для продавцов, так и для покупателей курортной недвижимости, а тенденции этого лета говорят нам об одном – сегодня балом правит покупатель.