Пикассо со всех сторон

Пикассо со всех сторон      Пускай в Вене показывают «говорящие головы», а в Мюнхене — экспрессивное «закрашивание» Арнульфа Райнера, пусть в Бильбао открывают интересную выставку, посвященную быкам («от мифа к ритуалу» — читай, «от античности до наших дней»), а в Мадрид из Парижа привозят «Тернера и старых мастеров». Все это будничный фон, на котором ярко сверкает звезда Пабло Пикассо. Судя по всему, Пикассо и есть «важнейший художник современности».
Одна выставка Пикассо, на одном конце Европы, не успевает закончиться, как на другом начинается другая. Пикассо и Клее в Швейцарии, Пикассо в Англии, Пикассо в Испании, а если посмотреть на дело шире, то к ним добавляются собирающий толпы Пикассо в России и Пикассо в США. Даже в небольшом стамбульском музее Перы недавно прошла небольшая выставка графики Пикассо — не отставать же от европейцев.
Ни Уорхол, ни Миро, ни Клее, ни импрессионисты, ни Рембрандт и другие старые мастера, которых, надо признать, тоже активно выставляют в музеях Старого Света, не выдерживают никакого соперничества с Пикассо. О причинах охватившей кураторов и музейщиков пикассофилии можно судить по-разному, но одновременность бурного выставочного процесса и твердого закрепления Пикассо в статусе «самого дорогого художника» на последних аукционах — бросается в глаза. Скорее всего, вкладывая средства в раскрутку Пикассо как художественного бренда, собственники его работ преследуют вполне материальные цели, повышая капитализацию своих активов.
Подробнее об этих и других событиях культурной жизни Европы в июне читайте в очередном выпуске нашей постоянной рубрики «Выставки Европы».

Австрия

Говорящие головы, 1 июня — 12 сентября, Вена
Главная тема новой культурологической выставки, открывающейся в венском Музее истории искусства, — изображение человека в разные эпохи. Людей, чьи портреты представлены на ней, разделяют четыре тысячелетия. «Говорящие головы» — так называется эта экспозиция, кураторы которой предлагают всмотреться в лица египетских фараонов и сфинксов, древнеримских императоров и философов, а также увидеть средневековые портреты, затем придворные, героические и лирические портреты эпохи Возрождения, парадные и психологические портреты классицизма. Среди экспонатов картины Дюрера, Пармиджанино, Тициана, Веласкеса, Рембрандта, Рубенса, бюсты, скульптуры, картины, надгробные плиты, медальоны и монеты из основной коллекции и запасников KHM. Некоторые экспонаты выставляются впервые для широкой публики.

Бельгия

Выставка-ярмарка неевропейского искусства Bruneaf, 9—13 июня, Брюссель
В этом году уже в 20-й раз в брюссельском выставочном центре «Саблона» пройдет традиционная ярмарка неевропейского примитивного искусства стран Африки, Океании, Индонезии, Австралии. На выставке будут представлены маски, оружие, украшения, монеты, ткани, скульптуры, ремесленные изделия из дерева, золота, серебра, бронзы, слоновой кости и терракоты. Древнее и современное «наивное» искусство будут представлять 70 галерей из Франции, Италии, Испании, Великобритании, Нидерландов и США.

Австрия
Ретроспективная выставка Маркуса Люперца, до 6 июня, Вена / Альбертина

Бельгия
Киты и дельфины, до 29 августа, Брюссель /Естественнонаучный музей при Королевском бельгийском…

Пикассо со всех сторон
Великобритания

Летняя выставка-2010, 14 июня — 22 августа, Лон
дон
Традиционная Summer Exhibition-2010 пройдет в середине июня в лондонской Королевской академии. Это одно из самых масштабных и открытых событий в мире современного искусства, в котором принимают участие как именитые художники (Антони Тапиес, Эд Руша, Майкл Крейг-Мартин), так и начинающие, а работы, представленные на ней, отличаются стилистической эклектикой и разным уровнем мастерства. В этом году летняя выставка пройдет уже в 242-й раз, на ней можно будет увидеть около 1500 работ — это живопись, фотография, скульптура, рисунки и модели. Большинство из них будут проданы в течение лета. Стоимость билета на Летнюю выставку — 15 евро.

BP Portrait Award 2010, 24 июня — 19 сентября, Лондон
В конце июня в Национальной портретной галерее откроется самая престижная выставка портретов на соискание ежегодной премии BP. На выставке будет представлено 58 работ, отобранных специальной комиссией для участия в финале конкурса. Лондонская выставка, безусловно, отражает все новейшие тенденции в развитии современной портретной живописи. В шорт-лист в этом году включены портреты Дэвида Айхенберга («Тим II»), Майкла Гаскелла («Гарри») и Дафни Тодд («Последний портрет матери»). Победитель получит 25000 евро.
В рамках выставки также стартует новый двухгодичный проект ВР «Следующее поколение», приуроченный к проведению Олимпийских и Параолимпийских летних игр в Лондоне в 2012 году.

Германия

Адольф фон Менцель, 11 июня — 8 августа, Берлин
Жизнь и творчество немецкого художника Адольфа фон Менцеля (1815—1905) тесно связана с традициями берлинского реализма XIX века, в сферу его интересов также входили история, политика, экономика, наука, философия. Первые успехи Менцеля в искусстве связаны с гравюрой: в 1842 году он создал 200 иллюстраций к «Жизни Фридриха Великого» Франца Куглера. Жанр исторической живописи останется главным в творчестве художника, хотя его пейзажи, интерьеры и жанровые сцены тоже заслуживают внимания. Менцель считал, что «любой предмет достоин быть изображенным». На выставке в берлинской Старой национальной галерее будет представлено более 40 картин, акварелей и графических работ этого художника.

Пикассо со всех сторонАрнульф Райнер, 10 июня — 5 сентября, Мюнхен
Ретроспективная выставка Арнульфа Райнера (род. в 1929 году), которая скоро откроется в мюнхенской Старой пинакотеке, приурочена к 80-летию австрийского художника. Творчество Райнера тесно связано с исканиями австрийского модернизма ХХ века, хотя никакого специального художественного образования он не получил. Первые графические работы Райнера были созданы под влиянием сюрреализма и Венской школы фантастических реалистов. Идея автоматизма и техника слепого рисунка были близки художнику и в 1950-х годах, а затем он увлекается абстрактным экспрессионизмом. Прорывом в его творчестве стали «закрашенные» фотопортреты — именно эта техника приносит известность художнику. В 1968 г. Арнульф Райнер создает первую серию закрашенных фоторабот «Гримасы». Затем художник стал «закрашивать» собственные картины, работы своих друзей и мастеров прошлого. В 1970-х годах Райнер увлекся «эстетикой разложения» и участвовал в совместных арт-проектах и скандальных перформансах. Всемирную известность Райнеру принес цикл работ «Маски смерти». На мюнхенской выставке будут представлены работы разных периодов, в том числе и последние картины Арнульфа Райнера.

Дания

Уорхол и Мунк, 4 июня — 12 сентября, Хумлебек
Новая выставка-диалог двух популярных художников ХХ века откроется в начале июня в музее современного искусства «Луизиана», который располагается на берегу пролива Эресунн в небольшом городке Хумлебек (35 км от Копенгагена). Выставка посвящена влиянию живописи Эдварда Мунка (1863—1944) на творческие поиски Энди Уорхола (1928—1987). Основа э
кспозиции — четыре картины Мунка и сорок работ Уорхола, созданных по мотивам знаменитого «Крика», а также «Мадонны», «Автопортрета» и «Броши». Главной целью Уорхола было лишить картины Мунка мистического ореола и превратить их в объекты массового копирования. Надо признать, что эксперимент удался, тем более что сам Мунк с этой же целью создал литографию своей картины «Крик».

Испания

Тернер и старые мастера, 22 июня — 19 сентября, Мадрид
Эта выставка с большим успехом уже прошла осенью в Лондоне и весной в Париже, а летом «Тернера и старых мастеров» можно будет увидеть в мадридском Прадо. Концепция этой экспозиции — своеобразный диалог английского художника Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера (1775—1851) и таких художников XVI–ХIX веков, как Каналетто, Рубенс, Рембрандт, Тициан, Лоррен, Пуссен, Констебл. Основная идея выставки — показать сложное и амбициозное, контрастное по своей сути «подражание» Тернера другим живописцам. «Я не понимаю, как Рембрандт достиг такого эффекта, но я могу сделать так же и даже лучше», — сказал однажды Тернер и создал картину «Лунный свет. Этюд в Миллбанке», которая будет сопоставлена на выставке с рембрандтовским «Отдыхом на пути в Египет». На таких сопоставлениях, отражающих идею преемственности и соперничества (например, «Переход через ручей» Тернера и «Спасение Моисея» Лоррена), и будет построена выставка.

Быки: от мифа к ритуалу, 7 июня — 5 сентября, Бильбао
Новая тематическая выставка скоро откроется в Музее изящных искусств Бильбао. Посвящена она будет изображению быков, занимающих видное место в культурном пространстве Средиземноморья, с античных времен до наших дней. С древнейших времен бык считался символом божественного могущества, животворящей силы, плодородия, царственности, стихийных сил природы, он был объектом как поклонения, так и соперничества. Его сила была мерилом для многих героев Древнего мира, таких как Геракл и минойские акробаты, которые должны были перепрыгнуть через спину быка, схватив его за рога, а затем пролезть под ним. Тщательно организованный ритуал современной корриды продолжает долгую традицию использования быка в качестве партнера в игре со смертью. Мифы, ритуалы, праздники и игры древности, популярные сюжеты эпохи Возрождения, связанные с мифами о похищении Европы и о Минотавре, коррида — вот основные темы этой выставки. На ней будут представлены 200 экспонатов — это изделия из бронзы и керамики, скульптура, графика и картины Франциско Гойи, Эдуара Мане, Игнасио Сулоаги, Гутьерреса Соланы, Пабло Пикассо, Хуана Миро.

Фальшивые монеты, 11 июня — 8 мая, Барселона
История подделывания денег так же стара, как и история чеканки настоящих монет. Именно этим историям и посвящена новая выставка в Национальном музее искусства Каталонии (MNAC), которая продлится до весны следующего года. Посетители смогут сопоставить старинные настоящие и фальшивые монеты, а также их современные подделки, которые иногда попадают в коллекции нумизматов. Среди экспонатов также будут представлены древние инструменты для чеканки монет, весы и прочие приспособления для распознавания подлинности денег.

Италия
Пикассо со всех сторон

Девять выставок в новом музее, 31 мая — 23 января, Рим
31 мая — день открытия нового римского музея MAXXI, или Национального музея искусства XXI века. Основные разделы музея посвящены архитектуре, дизайну и, конечно, изобразительному искусству XXI века. Выставочная жизнь музея начинается с девяти временных экспозиций. Первая выставка называется «Пространства» (30 мая — 23 января), на ней собраны лучшие работы из новой коллекции музея. Выставка художника-концептуалиста Джино де Доминикиса продлится до 7 ноября, а экспозиция архитектурных проектов Луиджи Моретти — до 28 ноября.

Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>