С 1 июня в России начал действовать федеральный закон о финансовых гарантиях для туристов. Авторы закона утверждают, что он поможет защитить права туристов и сделает рынок цивилизованным. Противники закона о фингарантиях заявляют, что он ощутимо уменьшит рынок и, скорее всего, не сможет решить проблемы, возникающие у туристов.
Вступивший в силу закон о фингарантиях существенно изменил систему взаимоотношений туроператора и потребителя. Действовавший до этого механизм лицензирования туроператорской деятельности отменен, а вместо него введены финансовые гарантии, которые туроператоры должны предоставлять своим клиентам. Для компаний, занимающихся въездным и выездным туризмом, с 1 июня 2007 по 1 июня 2008 года сумма фингарантий составит 5 миллионов, а с 1 июня 2008 года будет увеличена до 10 миллионов рублей. Для компаний, занимающихся внутренним туризмом, сумма финансовых гарантий составит 500 тысяч рублей. В случае некачественного или неполного оказания услуг клиент может обратиться к гаранту (банку или страховой компании, предоставившим фингарантию) с требованием о выплате компенсации.
Все туроператоры, получившие фингарантии, вносятся в Единый федеральный реестр туроператоров, ознакомиться с которым можно на сайте Федерального агентства по туризму – www.russiatourism.ru.
На состоявшейся 1 июня пресс-конференции, посвященной вступлению в силу нового закона, глава Ростуризма Владимир Стржалковский сообщил, что в реестр уже включены 1333 туроператора. Из них, по словам г-на Стржалковского, 1149 туроператоров занимаются международным туризмом, а 184 внутренним. Кроме того, в стадии рассмотрения находятся еще около 600 заявок. Всего в Ростуризм до 1 июня было подано 2135 заявок.
Владимир Стржалковский отметил, что Ростуризм уведомил все посольства, консульства и транспортные компании на территории РФ о том, что с 1 июня 2007 года осуществлять туроператорскую деятельность могут только те компании, сведения о которых внесены в Единый федеральный реестр туроператоров. Контроль за порядком исполнения закона о фингарантиях будет осуществлять Роспотребнадзор.
К компаниям, не внесенным в реестр и осуществляющим незаконную туроператорскую деятельность, возможно применение статьи УК РФ за незаконное предпринимательство. «Если турист неудовлетворен результатами поездки, либо она не состоялась, то гарант должен выплатить причитающуюся ему сумму добровольно или в судебном порядке. Туроператор способен и должен отвечать за все: и за задержку вылета, и за овербукинг (повторное бронирование в отелях – ред.) в отелях, и за невыход на работу гидов», – заявил Владимир Стржалковский.
По мнению Владимира Канторовича, вице-президента Ассоциации туроператоров России (АТОР), объединяющей крупные туркомпании, принятие закона должно положительно отразиться и на туристах, и на развитии отечественного турбизнеса. «На то небольшое количество туристов, которое выезжает на отдых в нашей стране, 1500 туроператоров – это более чем достаточно. Это количество в несколько раз больше, чем в любой другой европейской стране. Если права туристов нарушаются туроператором, например, в случае незаселения в отель или несвоевременной оплаты рейса туроператором, турист получит материальную компенсацию. Большой праздник для туристов наступает, я бы день туриста перенес на 1 июня», – отметил г-н Канторович.
Впрочем, далеко не все участники туррынка разделяют уверенность главы Ростуризма и представителя АТОР в оценке нового закона. По мнению пресс-секретаря Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирины Тюриной, фингарантии, скорее всего, не смогут стать серьезной защитой для туристов. «Насколько этот закон сработает с точки зрения прав потребителей, сказать сейчас сложно. Мы считаем, что он сработает слабо. Закон сработает в том случае, если фирма не мошенническая, а нормально работает, но нецивилизованно обанкротилась, и у фирмы на счету нет средств для выплаты компенсации. Закон не поможет потребителю в случае форс-мажора или если фирма мошенническая», – подчеркнула Тюрина.
При этом, по словам пресс-секретаря РСТ, рынок после принятия закона ощутимо уменьшился.
День защиты туристов
Суббота, 13 октября, 2012
Рубрики: Туризм статьи
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0.
Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ