Полиция Дубая. Прейскурант коммерческих услуг

Полиция Дубая. Прейскурант коммерческих услуг

Полицейских в Дубае почти не видно. На улицах встречаешься с ними в основном в тех случаях, когда у тебя возникает такая потребность. Звонишь по телефону, и они тотчас прикатывают. Как правило, вдвоем. На перекрестках полицейские дежурят лишь при больших авариях или визитах важных персон. Пешком ходят редко; ездят на «мерседесах», БМВ и первоклассных мотоциклах. Выглядят респектабельно в элегантной форме песочного цвета и красных кожаных ботинках. На дорогах к их услугам радары, в толпе — осведомители.

С незаметной, закулисной работой стражей порядка в Дубае мне приходилось сталкиваться лишь дважды. В первый раз, когда, отъезжая от своего дома, поцарапал машину соседки. Было ранее утро. Во дворе ни души. Только возле маленького магазинчика напротив стоял эмиратец в белом долгополом одеянии дишдаше с пакетом свежих лепешек. Осмотрев места соприкосновения автомобилей и обнаружив, что ничего драматичного не случилось, я уехал. По возвращении в корпункт обратил внимание на мигание красного глазка автоответчика. Включил запись: полиция приглашает заехать в участок в связи с повреждением «фольксвагена» сегодня утром. Если не заеду до часа дня, дело будет передано в суд.

В участке меня ознакомили с донесением осведомителя, который при мне по мобильнику еще раз подтвердил участковому, где он стоял, что видел, как оповестил соседку, и я угадал по рассказу утреннего мужчину с лепешками. Кстати замечу, что соседка, гражданка одной из ближневосточных стран, вскоре тоже появилась в участке и стала вымогать деньги. Несмотря на то, что обе машины были застрахованы, а повреждение даже не заслуживало разговора.

Упоминаю об этом только потому, что эпизод завершился неожиданно: участковый, суданец по национальности, после часа препирательств с напористой дамой отдал ей требуемые 60 долларов, чтобы закрыть дело. Когда она ушла, мне осталось рассчитаться с полицейским за его щедрость и философский стоицизм: осуждение вымогательства при непротивлении ему. А также за симпатию к виновнику происшествия. То есть ко мне.

В другой раз по журналистским делам я несколько раз приезжал в отдел аморальных правонарушений Главного полицейского управления и познакомился с его начальником, чтобы получать от него информацию из первых рук. При очередном посещении, войдя в открытую дверь кабинета, я застал его говорящим по телефону по-русски явно с девицей. По окончании разговора на мой вопрос, что это за русская подружка любезничает с ним по утрам, капитан ответил коротко, тоже по-русски: «Стукачка».

Осведомителей-стукачей дубайская полиция имеет в каждой колонии иностранцев. Работают они, конечно, не бескорыстно. Такая практика, возможно, предосудительна, но позволяет полиции следить за порядком, не раздувая собственного штата и экономя на ежемесячном жаловании, мундирах и пенсиях.

«Стукачам», конечно, приходится платить за продаваемую ими информацию и совесть, но, видимо, оплачивать конкретные «услуги» дешевле, чем содержать и обучать для тех же целей большой полицейский корпус. В полиции Дубая, где население превышает 800 тысяч человек, а в тюрьмах содержатся почти 6000 заключенных, полицейские мундиры носят всего 11 тысяч мужчин и женщин. Печать признает, что федеральное правительство выделяет миллионы дирхамов на оплату работы осведомителей в многоязыкой среде иностранных трудовых масс, значительно превышающих числом количество коренных эмиратцев.

Дубайская полиция, как я убедился, и сама умеет зарабатывать деньги. В целом она заслуживает того, чтобы быть отмеченной не только за вежливость и уважительное отношение к населению, но еще и за коммерческую изобретательность. Так, полиция перепоручила частным компаниям подготовку претендентов на водительские права, оставив себе главное — прием экзаменов, которые приносят служителям дорожного порядка хорошие доходы. Приватизировано и обслуживание, снабжение и продовольственное обеспечение ряда полицейских участков, имеющих места предварительного заключения. Это позволило сократить расходы на их содержание в несколько раз.

Готовится передача в частные руки охраны посольств, консульств и международных представительств. Рассматривается вопрос о приватизации охраны крупнейшего на Ближнем Востоке Дубайского аэропорта, через который ежегодно проходят около 12 миллионов пассажиров. На очереди — передача в частные руки неотложных медицинских услуг, входящих в компетенцию полиции, и лечение наркоманов в реабилитационных центрах.

Оказываются услуги и вовсе не профильные. Руководство дубайской полиции, к примеру, с гордостью объявляет, что в местной тюрьме получил консультации специалистов один аспирант, завершающий диссертацию на торгово-экономическую тему. Так что камеру он покинул с существенно возросшим научным уровнем.

Впервые предпринимается попытка приватизации и самого места заключения. Передача частникам местной тюрьмы считается одной из самых сложных задач, но эмиратцы полны решимости ее решить. Новый казенный дом строится «на вырост»: он рассчитан уже не на шесть, а на девять с половиной тысяч арестантов. Пока идет стройка, у полицейских генералов есть время для изучения международного опыта.

Новая тюрьма наверняка порадует будущих постояльцев. На ее строительство выделено около 70 миллионов долларов. Заключенные будут содержаться в камерах, рассчитанных на 8 человек и оборудованных кондиционерами, вентиляторами (может, для подстраховки?) и санузлами. В тюрьме будут работать платные языковые, компьютерные и другие курсы, что позволит заключенным претворить в жизнь популярную арабскую пословицу: «Стремись к знаниям даже в тюрьме».

Преподаватели одного из специализированных колледжей получили право обучать заключенных компьютерным программам и работе в сети Интернет. Всем узникам предоставляется возможность в течение часа общаться с компьютером при содействии преподавателя. При завершении 35-часовой программы обучения добросовестные ученики получат соответствующие аттестаты, дающие право устройства на работу по избранной профессии. За новый серый забор будет перенесен и действующий в старых тюремных стенах бизнес-центр, оснащенный телефонами, факсами и компьютерами. Строятся кельи для супружеских встреч — уединение гарантируется. Эти тихие радости тоже будут платными.

В общем, если тюрьма и не окупит себя, то не будет в тягость государству. А это значит, что корпус служителей порядка сможет и впредь получать хорошее содержание, сохранит вежливость в обращении с населением и не переродится в «зондеркоманду».

«Многие говорят, а мы делаем», — таков официальный девиз, сформулированный шефом дубайской полиции, наследным принцем эмирата шейхом Мухаммедом Аль Мактумом. Наполнить его конкретным содержанием — задача местных «гаишников». Впрочем, этот отечественный термин не слишком подходит к надушенным, исключительно корректным и внимательным дубайским полицейским. В принципе функции они выполняют те же, но никого не подстерегают, не демонстрируют автомобилистам сурового облика дорожной власти. И водители не только их не опасаются, но рады видеть полицейский автомобиль, скромно движущийся возле обочины магистрального шоссе со скоростью 60 километров в час. Это гарантия — в случае нужды незамедлительно последует помощь.

Дубай окольцован паутиной транспортных развязок и эстакад. Сооружены путепроводы в районе международного аэропорта. Реконструируется дорожная сеть в престижной Джумейре. Бессветофорная работа перекрестков предотвращает автомобильные пробки. Соответственно растет скорость движения по городским улицам, составляющая на различных участках — 80, 100 и даже 120 километров в час.

Я не намерен внушать читателям мысль, будто Дубай — автомобильный рай. От водителей здесь требуются постоянная бдительность и внимательное чтение дорожных указателей. Иностранные туристы, арендующие более чем в 300 фирмах машины для поездок по городу, особенно европейцы, привыкшие на родине к водительскому благодушию и альтруизму, часто становятся косвенными виновниками аварий — теряются при неожиданном изменении дорожной ситуации или агрессивной езде соседа по полосе.

Дружеское взаимопонимание на магистралях находишь редко. Местные автомобилисты как эмиратцы, так и азиаты не любят «чайников» на магистрали. Если в российских городах самым квалифицированным участником движения является, как правило, таксист, то в Дубае водитель такси, особенно если он афганец или пакистанец, — как раз источник опасности. Он четко знает только свое право и, если возникает что-то непредвиденное, не укладывающееся в привычную схему, логически осмыслить это и мгновенно изменить маневр не в состоянии.

Но наиболее опасный движущийся объект — внедорожник с эмиратским юношей за рулем. Молодой водитель самоуверен, лих и, разгоняя соседей по трассе звуком и светом, спешит выжать из двигателя все его возможности. Так что попадете в Дубай — помните: от юнцов на колесах лучше держаться подальше. Зато женщина за рулем — водитель аккуратный и приятный во всех отношениях.

Осторожность следует соблюдать при встрече с водителями-арабами или индийцами. По полицейской статистике, первые совершают половину дорожных аварий, на вторых приходится чуть меньше — 45 из 100. Европейцы, развращенные мягкостью западных дорожных правил, чаще всего совершают аварии, когда садятся за руль в состоянии подпития. Но вообще-то такое в исламском Дубае происходит редко: из каждых ста аварий только 9 совершаются нетрезвыми шоферами.

Дорожная полиция практически освобождена от бдения на задымленных перекрестках под палящим солнцем. Она не имеет отношения к сбору штрафов. Спокойные и неизменно радушные полицейские появляются лишь на месте аварии для оказания помощи. Составят акт, при необходимости вызовут медиков, выразят сочувствие пострадавшим, но не позволят себе и упрека в адрес виновника ДТП — он и так переживает стресс, а впереди — наказание.

«Черную работу» и карательные функции выполняет техника — радары. Они держат порядок, спасают жизни и сохраняют автопарк. Строгий и неподкупный электронный страж стоит практически за каждым знаком ограничения скорости. Некоторым из них доверен контроль за светофорами на оживленных уличных пересечениях с учетом интенсивности движения.

Около сотни радарных установок совмещены с фотографирующими видеокамерами и подключены к штрафной системе. Уже через 0,8 секунды после фиксации нарушения камера фотографирует номерной знак автомобиля, превысившего предельную скорость или пересекшего линию остановки у светофора. Через секунду делается второй снимок на случай, если в последний момент нарушение было прекращено. Первое наказание — штраф от 50 до 150 долларов. При втором и последующих нарушениях к штрафу добавляется конфискация автомобиля сроком до двух месяцев. При систематическом нарушении порядка на дорогах водители лишаются прав и могут претендовать на получение новых в общем порядке только через полгода.

Перед дорожной полицией все равны, поскольку техника беспристрастна и лишена корысти. Штрафами облагаются все нарушители от таксиста до министра. Например, генеральному прокурору Дубая Ибрагиму Бумахле, который во второй половине прошлого года 24 раза нарушил дорожные правила, при ежегодной перегистрации «мерседеса» пришлось выделить на штрафы из семейного бюджета почти полторы тысячи долларов. Начальник дубайской полиции генерал Дахи Хальфан за тот же период выплатил более 200 долларов штрафа.

Дело не в особой добросовестности дубайских полицейских. Просто компьютеры, анализирующие нарушения, начисто лишены чинопочитания и имеют дело с обезличенными номерными знаками. Даже на последнем этапе расчета штраф чаще всего оплачивается автомату. Цепь: «нарушение — наказание» работает четко и обеспечивает хороший воспитательно-профилактический эффект. После объявленного в печати контроля за движением на наиболее опасных развязках за семь месяцев этого года удалось добиться двукратного сокращения аварий и жертв по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Благодаря умелой организации движения обстановка на дубайских дорогах значительно безопаснее, чем во всех арабских странах и даже некоторых европейских. На 100 тысяч населения здесь приходится около десяти дорожных аварий с трагическими последствиями. Однако полиция эмирата поставила перед собой новую амбициозную цель — догнать в обеспечении безопасности движения по-северному сдержанных и осторожных скандинавов. А у них на 100 тысяч населения на дорогах фиксируется не более 7 фатальных исходов.

В этом году в Дубае началась новая кампания — добиться увеличения дистанции между движущимися транспортными средствами. Исследования показали, что причиной 65 процентов автоаварий является несоблюдение должного интервала между машинами. На междугородних трассах установлена дистанция 123 метра при скорости движения 150 километрам в час. На городских улицах интервал определяется правилами дорожного движения. Трижды нарушивший предписание будет лишаться автомобиля — именно его, не прав — сроком на неделю. Последующие прегрешения повлекут ужесточение санкций.

Под занавес расскажу еще об одном любопытном новшестве. В минувшем мае исполнился год с тех пор, как номерные знаки стали продаваться на аукционах. Состоялось уже 13 распродаж. Автовладельцы, пожелавшие украсить свои «мерседесы» и «лексусы» набором особо чтимых ими чисел, выложили за это удовольствие несколько миллионов долларов.

Номерной знак в Эмиратах позволяется приобретать в вечное пользование. Его можно сохранять при обновлении своего автомобильного парка, передавать по наследству детям и даже дарить друзьям и подругам. Такова традиция: здесь никому не приходит в голову, что целый и невредимый автомобильный номер при продаже машины можно разрезать и отправить в утиль, чтобы потом для другого владельца отпечатать новый. Более того, случается, что ценность какой-нибудь никчемной развалюхи заключается как раз в ее оригинальном номере, например «100″. Такой порядок существует во всех семи входящих в состав федерального государства эмиратах.

Дубайская полиция решила включиться в этот перспективный бизнес. При прохождении ежегодного техосмотра владельцу может быть предложено заменить обычный номерной знак на такой же, но украшенный силуэтом популярной достопримечательности. Стоит эта услуга 20 долларов и выполняется в течение нескольких минут. А за год в полицейскую казну таким образом «накарывает» полмиллиона долларов.

Но это лишь малая часть дохода от знаков. Главный «гешефт» бизнесмены в полицейской форме делают на продаже особо привлекательных номеров. Простор для фантазии здесь поистине безграничен. Вот некоторые варианты: номер, содержащий рекордно мало цифр или всего одну, но повторяющуюся; цифровой ряд с последовательным возрастанием чисел; номер, включающий памятную для автовладельца дату или дублирующий его телефон. Исполнен будет самый изощренный заказ, но за соответствующую плату.

Более миллиона долларов принес полиции один из майских аукционов, на котором продавалось 152 автомобильных номера. Молотком, подводящим итоги каждого из торгов, орудовал самый главный дубайский «гаишник», начальник департамента дорожного движения бригадный генерал Абдель Рахман ар-Рафии.

Стартовая цена трехзначных номерных табличек превышала 13 тысяч долларов. Четырехзначные, составлявшие половину лотов, котировались в десять раз ниже. В ходе аукциона проводился и эксперимент с особым набором пятизначных цифр: «10101″ и «20202″. Они выставлялись примерно за 11 тысяч долларов.

Особый ажиотаж вызвал номер «150″. В борьбе за него была перекрыта стоимость двухлитровых японских автомобилей «Ниссан», «Хонда», «Тота» и даже новых популярных германских «Ауди» и «Фольксвагена». «Стопятидесятка» ушла за 29 тысяч долларов. А самый дешевый четырехзначный номерной знак продали за 3000 долларов.

Всего за год полиция нашла более 10 тысяч автолюбителей, решивших обзавестись спецномером. Самой выгодной оказалась сделка с покупателем номера «123″. Чем именно был дорог для него этот порядок цифр, осталось неизвестным, но плата составила 36 тысяч долларов!

По чистой случайности мне довелось увидеть недавно новенький БМВ с этим номером. Припарковав машину возле пятизвездной гостиницы, из нее вышла молодая красавица в черной эмиратской шали. В салоне сидела нянька с младенцем. И я подумал: «Почему не предположить, что номер «123″ был куплен для нового автомобиля, подаренного жене по случаю рождения первого ребенка с намеком, обозначившим перспективу: пусть будет второй и третий! А позже можно поменять номер на четырех- или пятизначный — возможны варианты». Вот такая прикладная автодемография…

Пока же объявлено, что аукционы с распродажей автомобильных номеров будут продолжаться до исчезнования спроса. Но я думаю, он не иссякнет. Жителям Дубая нравятся эти азартные автомобильно-полицейские шоу, возможно, отчасти заменяющие им запрещенные в Объединенных Эмиратах игорные дома и рулетку.

Давайте прикинем: автомобильный парк Дубая за год прирастает почти на 9 процентов. Это значит, что новые номера каждый год получают более 20 тысяч человек. Сотни из них непременно придут на аукционы. Из чего следует, что хватит денег для высокой полицейской зарплаты, красивых мундиров и что еще важнее — новых патрульных машин, мощных мотоциклов и все более умных радаров.

Стоит заметить, что вопреки расхожему мнению, корни дубайского процветания уходят вовсе не в нефтяные залежи, которые здесь скудны, а в коммерческие дарования эмиратцев: продается все, что имеет спрос. Полиция не продается, она торгует…

Напрашивается вопрос, а можно ли в России купить привлекательный автомобильный номер? К кому обращаться по этому поводу? Сколько стоит услуга? Ясно, что при высоком уровне связей, ранее именовавшихся «блатом», устроить можно все. Сытым милицейским генералам аукционы не нужны. Вот только рядовой «гаишник» по-прежнему будет прятаться в кустах в стоптанных ботинках, поджидая добычу …

Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>