Устроители Форума сравнивают его структуру со сложносочиненным многоэтажным зданием.
Фестивальная неделя вмещает в себя два конкурсных показа: программу экспериментального кино «Новые территории» и серию из десяти картин Best of the Best, объединяющую фильмы – призеры международных фестивалей прошедшего сезона, а также девять тематических проектов, в числе которых ретроспектива итальянского кино, показ артхаусных фильмов, снятых режиссерами азиатских стран, программа «Неизвестное кино нулевых», подборка фильмов на тему борьбы с терроризмом «Кино на пороховой бочке» и ночь анимационных фильмов от компании Disney.
Первый Санкт-Петербургский Международный кинофорум состоялся в мае 2010 года. Он был полностью посвящен военной тематике и представил более ста лучших фильмов о войне, снятых в разных странах за последние несколько лет. В тот момент фестиваль не рассматривался организаторами как потенциально регулярное событие, однако его успех подал устроителям мысль сделать кинофорум ежегодным.
Похвалы гостей и участников прошлогоднего форума легли на благодатную почву. Идею создания собственного кинофестиваля мирового уровня местные власти лелеяли уже почти десять лет. Мечта почти стала реальностью в 2005 году, когда за организацию Фестиваля европейского кино взялись кинопродюсер Марк Рудинштейн и режиссер Андрей Кончаловский и предложили ни много ни мало сделать главной площадкой фестиваля Дворцовую площадь, сославшись на опыт Локарно и некоторых других международных фестивалей.
Большинству петербуржцев пришелся по сердцу план устроить кинотеатр на Дворцовой площади – о своем желании посетить сеансы фестиваля заявляли в социологических опросах более половины горожан, а четверо из пяти приветствовали проект в принципе; однако кислород этой инициативе перекрыла группа протеста во главе
И вот Санкт-Петербург получил наконец свой долгожданный фестиваль. Питерскому кинофоруму удалось крайне удачно вписаться в мировой график проведения кинофестивалей. Ему досталась неделя в середине июля, на излете сезона белых ночей. Состав жюри конкурса «Новые территории» вызывает пиетет. Председатель жюри – Ульрих Грегор, немецкий киновед и основатель форума Берлинского кинофестиваля. К нему присоединятся кинорежиссеры Йос Стеллинг (Нидерланды) и Фридрик Тор Фридрикссон (Исландия), а также актеры Динара Друкарова и Грегуар Колен (Франция).
В дни фестиваля в пригороде Санкт-Петербурга Репино кинорежиссер Александр Сокуров проведет киношколу – обучающий проект для 200 молодых кинематографистов, не имеющих специального образования и отобранных для участия в проекте по результатам предварительного конкурса работ.
Во что в результате выльется нынешняя затея с кинофестивалем, предсказать трудно, очень уж разнородные элементы составили фундамент этого проекта. Тут вам и серьезные режиссеры Герман и Сокуров, и амбициозные чиновники из Смольного с 30 млн рублей вложений в проект и пафосными заявлениями о том, что окончательное решение о рождении фестиваля было принято после того, как «международная общественность обратилась к губернатору Валентине Матвиенко», буквально требуя продолжения банкета.
Воодушевляющая новость о том, что мэтр артхаусного кино голландец Йос Стеллинг вошел в состав жюри конкурсной программы экспериментальных фильмов «Новые территории», уравновешивается нелепой придумкой организовать «жюри ВИП-зрителей» для второй конкурсной программы – Best of the Best, в которую войдут картины, уже с успехом показанные на крупнейших мировых кинофорумах калибра Берлинале и фестивалей в Каннах, Локарно и Гётеборге и отмеченные наградами.