К своему шестивековому юбилею Плёс – самый маленький город Золотого кольца – готовился основательно. Еще весной, к примеру, провел в Москве презентацию своего туристского потенциала. Выступая на ней, губернатор Ивановской области Михаил Мень отметил феномен этого города: «Сохранив классический облик и образ жизни русской провинции, он имеет достаточно развитую инфраструктуру, отвечающую современным требованиям к комфорту».
Расположенный в 380 километрах от столицы городок (около двух тысяч шестисот человек) курортом стал считаться с 1888 года, когда туда впервые приехал Исаак Левитан, запечатлевший его на многих полотнах. Поэтому в Плёсе есть Музей Левитана (в том доме купца Солодовникова, где художник и его спутники снимали комнаты), а еще – единственный в нашей стране Музей пейзажа. Два года назад в здании «Мучных рядов» открылась экспозиция «Художественные промыслы Ивановского края»: ювелирное искусство, льняное жаккардовое ткачество, лаковая миниатюра Палеха и Холуя, а также оригинальная ивановская вышивка. Есть и частные музеи – один посвящен свадьбам, другой – древнерусской семье вообще. В основу «семейного» музея положены результаты двадцатилетних археологических раскопок местных историков. Так что у средневековой усадьбы, восстановленной по данным археологии, есть конкретные адрес и биография: улица ювелиров плесского посада, сгоревшая во время ордынского нашествия в феврале 1238 года. И совсем древности в Первобытном парке-музее, где реконструирована стоянка доисторического человека.
Тут гостей ждет интерактивное шоу с охотой, рыбалкой и дегустацией кухни эпохи неолита. Вот, кстати, почему многие горожане считают, что Плёсу куда больше, чем 600 лет. Официально же город ведет историю с 1410 года, когда московский князь Василий I, сын Дмитрия Донского, спасаясь от татарского хана, повелел построить здесь укрепленную таможенно-сторожевую заставу. В маленьком Плёсе сохранилось большое количество памятников архитектуры: деревянная Воскресенская церковь и Успенский собор (конец семнадцатого века), церкви Воскресения Христова, Святой Варвары, Троицкая и Введенская, торговые ряды. В более близкое к нам время в Плёсе бывали и Плёс прославляли художники Репин, Васильев, Саврасов, Пророков, волжские берега слышали великий шаляпинский бас – незадолго до революции певец построил здесь большую дачу. При большевиках же сюда приехал нарком Луначарский. Поглядел на здешние красоты, постоял на самой высокой точке Ивановской области – и решили сделать из Плёса климатический курорт всесоюзного значения. Вообще хотели выселить всех жителей, оставив только обслуживающий персонал. Эта безумная идея, к счастью, не осуществилась – но здравницей город все же стал. А в 1933 году здесь открылся Дом творчества Всероссийского театрального общества – судьба Плёса всегда давать кров людям искусства. Неудивительно, что в этом юбилейном году Плёс, и так похожий на уютную театральную декорацию, стал местом действия множества интересных мероприятий. В июне здесь состоялись Первый Международный шаляпинский конкурс «Голоса над Плёсом» и концерты под маркой «Plios jazz festival».
К 600-летию был приурочен и традиционный июльский фестиваль моды «Плёс на Волге. Льняная палитра». У модного фестиваля тоже был юбилей – в пятый раз проводился. Дизайнеры и модельеры обсуждали перспективные направления уже весны и лета 2011 года, в центре внимания был, разумеется, экологичный лен – и юбилейный фестивальный показ коллекций одежды изобиловал моделями из льняных, хлопчатобумажных, шелковых тканей, а также из льняной пряжи. Для самых модных наших читателей отметим, что в наступающем сезоне в фаворе будут густой синий цвет, толстая вертикальная полоска и орнамент в стиле «большого города». В рамках «Льняной палитры» прошел смотр детских театров моды. А призы – «серебряные Фениксы» – и прочие лауреатские знаки уехали в Москву, Кострому, Пермь, Вологду и, конечно, в Иваново. Праздничное дефиле, проходившее прямо на Волге, на двух дебаркадерах, не смогла сорвать даже разразившаяся гроза, достойная левитановской кисти.